Всё для

Студента

Анализ становления бюджетной системы России

Россия Реферат

Оглавление


Введение

. Сущность бюджетной системы

.1 Экономическая сущность и содержание бюджета

.2 Бюджетное устройство и бюджетная система

. Анализ становления бюджетной системы России

.1 Бюджетная система дореволюционной России

.2 Бюджетная система СССР

.3 Современная бюджетная система России

. Совершенствование бюджетной системы в России

.1 Направления совершенствования бюджетной системы России в среднесрочной перспективе

.2 Основные направления развития бюджетной политики

Заключение

Литература


Введение


Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно вырастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. Это предопределяет место, занимаемое бюджетной системой в экономике страны.

Бюджет, денежное обращение - это зеркало государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения.

Изучение, обобщение, обоснование и уточнение методологических подходов к проблеме образования и формирования доходной и расходной частей бюджета является не просто актуальным, а должно выдвигаться в разряд первоочередных задач в структуре финансовых исследований бюджета любого уровня.

Актуальность исследований в этой сфере заключается в первостепенной важности бюджетного устройства для функционирования государства, развития национальной экономики, государственного экономического и социального регулирования. Ведь именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.

Все вышесказанное подвело нас к определению ведущей цели нашего исследования как анализ становления и развития современной бюджетной системы России.

Для полноценного достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

1.Изучить сущность бюджетной системы.

2.Провести анализ становления бюджетной системы России.

.Рассмотреть пути совершенствования бюджетной системы России.


1. Сущность бюджетной системы


.1 Экономическая сущность и содержание бюджета


Бюджет является основным финансовым планом государства, что предоставляет органам власти реальные экономические возможности осуществления воли государства, его властных полномочий. Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местного самоуправления, являясь финансовыми инструментами, позволяют проводить экономическую и социальную политику, как на отдельных территориях, так и в целом в России.

Бюджет отражает размеры необходимых государству (местному самоуправлению) финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Характер налоговой политики определяет виды и объемы доходов бюджета.

Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, им присуща денежная форма.

Бюджет выполняет следующие основные функции:

-перераспределение валового внутреннего продукта (ВВП);

-государственное регулирование и стимулирование экономики;

-финансовое обеспечение учреждений и организаций бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;

-контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Перераспределение ВВП осуществляется через две взаимосвязанные и одновременно проходящие стадии: образование доходов бюджета и использование бюджетных средств (осуществление расходов).

Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Образование доходов связано с принудительным изъятием в пользу государства (местного самоуправления) части ВВП созданного в процессе общественного производства.

Доходы могут носить налоговый и неналоговый характер. Основным источником налоговых доходов является вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, рента и др.).

Неналоговые доходы образуются в результате экономической деятельности государства (доходы от использования государственной собственности, административные платежи и др.), либо перераспределения уже полученных доходов по другим уровням.

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Расходы носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные ссуды и бюджетные кредиты.

В бюджете определяются только размеры бюджетных расходов по разделам статьям и видам расходов. Непосредственное осуществление расходов производят бюджетополучатели - учреждения и организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся в соответствии с нормативным актом о бюджете получателями и распорядителями средств соответствующего бюджета.

Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной и призвана обеспечить государственный (муниципальный) контроль за полнотой поступления доходов и эффективным использованием бюджетных средств.


1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система


Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношение между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства.

БК РФ дает следующее определение бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Федеративное (объединенное, союзное) государство - это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах, распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федерального бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

Построение бюджетной системы РФ основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

1)федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

2)бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

3)местных бюджетов.

В состав федерального и территориального бюджетов входят целевые бюджетные фонды, формирующиеся за счет целевых источников и имеющих целевое расходование средств. В числе таких фондов - дорожный, экологический, воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных ресурсов и др.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга.

Кроме федерального и территориальных бюджетов (региональных и местных), в бюджетную систему входят государственный внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Федеральный внебюджетный фонд и внебюджетные фонды субъектов РФ обязательного медицинского страхования. До 1991г. они входили в состав государственного бюджета, а в настоящее время имеется явная тенденция включения внебюджетных фондов в бюджет.

Функционирование бюджетной системы основано на следующих основополагающих принципах:

Принцип единства бюджетной системы РФ - это единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, единый порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Важнейшим является принцип самостоятельности всех бюджетов, который означает:

.право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

2.наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской федерации;

.законодательное закрепление регулирующих доходов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

.право органов государственной власти и органов государственного самоуправления самостоятельно определять направление расходов соответствующих бюджетов;

.право органов государственной власти и органов государственного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

.недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

.недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев.


2. Анализ становления бюджетной системы России


2.1 Бюджетная система дореволюционной России


Первым источником поступлений в княжескую казну на Руси была дань, которую собирал князь с подвластных земель. Дань имела натуральную форму и собиралась в виде скота, мехов, меда, воска, продовольствия. Кроме того, в пользу князя собирались пошлины и штрафы: судебные - виры, дорожные - мыт, пошлина с брака - выводная куница. По мере укрепления власти князя устанавливались места сбора дани и ответственные за ее сбор лица, а сама дань принимает форму подати. С XIII в. начинает складываться система посошного обложения. Единицей обложения становится соха, дым, двор, тягло. В период татаро-монгольского ига в пользу ордынских ханов собирался налог «ордынский выход».

В XVв с образованием Русского централизованного государства посошная подать стала собираться в пользу Московского князя. Доходами казны были также таможенный, соляной, кабацкий и другие сборы.

В XV в. в России начинает складываться двухзвенная бюджетная система унитарного государства, состоящая из велико княжеской казны (бюджета государства) и местных бюджетов, которые соответственно формировались за счет княжеских (т. е. государственных) налогов и местных сборов.

Местные налоги были введены в Русском государстве также в XV в. Для содержания царских наместников и волостителей, выполнения ими возложенных на них административных и судебных функций, для решения местных хозяйственных задач с местного населения собирались денежные и натуральные сборы: конское пятно (за клеймение), тамга (за продажу товара), весчее (за взвешивание), гостиное (за пользование торговым помещением), померное (за измерение) и др.

В 1551г. Иван IV провел земскую реформу. В этом же году Стоглавый собор утвердил «Уставную земскую грамоту». В стране было введено земское самоуправление. Власть царских наместников была упразднена. Вместо них на местах стали земские старосты, которые руководили земскими избами, творившими суды и собиравшими налоги. Налог «посошный окуп», заменявший взимаемые с населения наместничьи сборы, начал поступать в государеву казну, из которой стали выделять средства на содержание земских изб и финансирование местных мероприятий.

В XVI в. сбором налогов стали ведать созданные территориальные органы - чети: Владимирская, Галицкая, Костромская, Новгородская, Устюжская. В первой четверти XVII в. на содержание стрельцов вводится стрелецкая подать. Население было обязано не только платить налоги, но и нести другие повинности (строительство и ремонт дорог и мостов, поставка подвод, прием на постой представителей власти). С городского населения, кроме того, взимались оброки с лавок, кузниц, мастерских, мельниц и др. С народов Поволжья, Урала, Сибири собирался ясак, главным образом мехами. Помимо прямых налогов существовали косвенные, которые стали поступать в казну с введением в середине XVIв винных откупов.

Первый в России бюджет - смета государственных доходов и расходов - был составлен в 1645г. В городах составлялись городовые сметы доходов и расходов. Эта система действовала до петровских реформ.

В 1679г. вместо стрелецкой подати и других сборов вводится подворный налог. Общая сумма налога назначалась правительством, а крестьянские общины и посады раскладывали ее между собой по дворам.

После проведения переписи населения в 1722г. подворный налог заменяется подушной податью, которая взималась с лип мужского пола (кроме дворянства, духовенства и чиновничества). Подушная подать была одним из главных источников доходов государственного бюджета. В 1796г. на ее долю приходилось около 34% всех доходов.

Наряду с прямыми и косвенными налогами население, главным образом крестьянство, несло мирские повинности, которые имели натуральную и денежную формы. Повинности были обязательные (содержание органов волостного и сельского управления, содержание дорог и др.) и необязательные (строительство церквей, школ, больниц, содержание пожарной охраны и др.). Они взимались по раскладке среди населения. В 1851-1854гг. мирские повинности законодательно были оформлены в земские повинности и земские сборы. Кочевые народы с 1824 г. платили кибиточную подать.

Реформы 60-х годов XIX в. внесли некоторые изменения в налоговую систему. В 1863г. подушная подать с мещан заменяется налогом с недвижимого имущества. В 1865 г. вводится промысловый налог, т.е. сбор с документов на право заниматься торговлей и промыслами. В 1861г. вместо винных откупов вводится акциз на производство спиртных напитков. В 1875г. вместо подушной подати с крестьян введен поземельный налог. Он взимался с земли крестьян и дворян. Основную сумму (свыше 75%) этого налога вносили крестьяне. Важным источником бюджетных доходов были косвенные налоги, получаемые в основном от акциза и винной монополии, введенной в 1894г.

Менялся и аппарат управления государственным и местными бюджетами. С созданием в 1802г. функциональных министерств (Министерство внутренних дел. Министерство финансов и др.) на местах организуются подведомственные им государственные учреждения, то есть вертикальная система учреждений государственного управления. Например, территориальными органами Министерства финансов были на губернском уровне казенные палаты, на уездном - казначейства.

Казенные палаты раскладывали на население налоги, вели учет поступления налогов и расходов. Казначейства принимали и хранили средства, поступающие в казну в виде налогов, выдавали денежные средства на финансирование мероприятий, осуществляемых на местах. С 1817 г. они ведали казенными магазинами, торговавшими алкогольной продукцией, контролировали винокуренные заводы. В свою очередь за деятельностью казенных палат и казначейств наблюдали губернаторы.

В 1864г. вышло «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», в соответствии с которым в России были созданы органы местного самоуправления - земства. Представительным (распорядительным) органом земств были земские и уездные собрания. Членами этих органов были гласные (депутаты), избираемые по трем куриям (уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских общин). Гласные собирались раз в год на сессию, на которой рассматривались хозяйственные и финансовые вопросы деятельности земств, утверждались сметы доходов и расходов земств и отчет о деятельности исполнительных органов земств. Исполнительным органом земств были губернские уездные управы, избираемые на три года. Председатели губернских управ утверждались министром внутренних дел, а уездных - губернаторами.

Земства ведали местными хозяйственными делами, местными дорогами, организацией школьного образования и медицинского обслуживания населения.

Финансовыми средствами для выполнения возложенных на земства функций были земские бюджеты, формировавшиеся за счет существовавших до этого и переданных земствам земских повинностей и сборов.

Земские повинности взимались независимо от уровня зажиточности плательщика и предназначались для финансирования целевых расходов, например, на содержание школ, больниц, пожарной охраны, полиции и др. Земские повинности устанавливались либо государством, либо губернскими и уездными земствами.

Другим источником земских бюджетов были земские сборы, которые взимались с земель и другого недвижимого имущества, с промысловых патентов, покупаемых за право заниматься каким-либо промыслом. Земские сборы составляли более 60% доходов земских бюджетов.

Крупным источником земских бюджетов (до 25% общих доходов) были пособия из государственного бюджета.

Земские бюджеты включали обязательные и необязательные расходы. Обязательные расходы были приоритетны и предназначались для финансирования содержания органов местного управления, тюрем, мировых судей, дорожного хозяйства и др. К необязательным расходам относились расходы на здравоохранение, содержание школ и др.

В волостях были волостные бюджеты, формировавшиеся за счет так называемых мирских доходов, в том числе волостных и сельских сборов, доходов от принадлежащего сельским обществам имущества, от сдачи в аренду мирских земель и др.

Городские бюджеты формировались за счет доходов от городских предприятий (боен, бань, водопроводов и др.), сдачи в аренду земельных участков, сборов с недвижимого имущества городских жителей, сборов с владельцев лошадей, конских экипажей и др. Местные бюджеты не входили в состав государственного бюджета России.

Таким образом, в России до революции действовала двухзвенная бюджетная система унитарного государства.


2.2 Бюджетная система СССР


В первые месяцы после Октябрьской революции 1917г. вследствие развала органов государственного и местного управления, саботажа чиновников и банков поступление налогов в бюджетную систему практически прекратилось. Для финансирования неотложных нужд новые органы власти вынуждены были прибегнуть к контрибуции с имущих слоев населения, главным образом, как писали в то время, «с купцов и спекулянтов, нажившихся за время войны и расходующих непроизводительно свои капиталы». До ноября 1918г. в 57 губерниях в виде контрибуций было мобилизовано в бюджет 816,5 млн. руб.

Успешное существование нового строя напрямую зависело от состояния финансов в стране. Уже 17 мая 1918 г. открылся Всероссийский съезд представителей финансовых отделов Советов, на котором глава правительства В. И. Ленин, выступая с докладом, подчеркнул: « Мы должны во что бы то ни стало добиться прочных финансовых преобразований, но надо помнить, что всякие радикальные реформы наши обречены на неудачу, если мы не будем иметь успеха в финансовой политике».

Исходя из тяжелого экономического положения в стране было признано необходимым перейти к строгой централизации в области финансов, с тем, чтобы обеспечить поступление средств в бюджет и их эффективное использование. Это положение стало основополагающим в формировании финансовой политики Советского государства на всех последующих этапах истории СССР.

Эти принципы были зафиксированы в июле 1918г. в первой Конституции РСФСР, в статье 79 которой были сформулированы цели государственной финансовой политики:

Финансовая политика РСФСР в переходный момент диктатуры трудящихся способствует основной цели - экспроприации буржуазии и подготовки условий для всеобщего равенства граждан республики в области производства и распределения богатств. В этих целях она ставит себе задачей предоставить в распоряжение органов советской власти все необходимые средства для удовлетворения местных и общегосударственных нужд Советской республики, не останавливаясь перед вторжением в право частной собственности.

Конституция 1918г. установила федеративное устройство РСФСР и заложила основы бюджетного устройства государства. Принцип централизации всех финансов выразился в установлении единства государственного бюджета и всей финансовой системы Российской Федерации, включении государственных доходов и расходов в общегосударственный бюджет. Вместе с тем в Конституции предусматривалось разделение государственного и территориальных бюджетов (бюджетов автономных республик и областей), т.е. разделение государственных и территориальных доходов и расходов (таблица 1). Государственные бюджеты Украинской Социалистической Республики и Белорусской Социалистической Республики существовали отдельно.


Таблица 1. Состав и структура доходной части государственного бюджета 1920г. (%)

Доходы от государственных предприятий, имуществ и угодий, в том числе:97,5от промышленности35,6транспорта14,1сельского хозяйства5,1налоги и сборы0,3прочие поступления2,2

Территориальные бюджета формировались за счет: поступлений от налогов, устанавливаемых губернскими, уездными, городскими, волостными Советами, взимаемыми на местные нужды; надбавок (в пределах 40%) к государственному подоходному налогу; доходов от местных советских предприятий и имущества; ссуд и пособий из государственного бюджета.

Однако в условиях военного времени, экономической разрухи, отсутствия средств в местных бюджетах (например, в 1919 г. расходы местных бюджетов Петроградской губернии составили 950 млн. руб, а поступления от местных налогов - 44 млн. руб., или 4,6%) сессией ВЦИК в июне 1920 г. было принято решение о слиянии государственного и территориальных бюджетов.

С окончанием Гражданской войны, переходом к новой экономической политике (нэпу) и восстановлению народного хозяйства в связи с необходимостью стабилизации финансов, усиления хозрасчетных отношений, в том числе в местном хозяйстве, и повышения экономической деятельности местных Советов в октябре 1921 г. ВЦИК принял Постановление «О мерах по упорядочению финансового хозяйства», в соответствии с которым государственный и территориальные бюджета были разъединены.

С образованием в 1922г. Союза Советских Социалистических Республик и выходом в 1924г. Конституции СССР были внесены изменения в бюджетную систему. Образуется государственный бюджет СССР, в который вошли государственные бюджета социалистических республик, составляющих СССР, был создан союзный бюджет, на который было возложено финансовое обеспечение общесоюзных нужд и мероприятий, главным образом в области хозяйственного и культурного строительства и оборонного значения.

При формировании доходной части всех бюджетов использовался принцип подведомственности, в соответствии с которым, предприятия и хозяйственные организации были распределены между различными уровнями власти и вносили отчисления от прибылей в соответствующий бюджет.

Следует отметить, что местные бюджеты (бюджета автономных республик, краевые, областные, городские, районные, а с 1929-1930г.г. - сельские бюджета) не включались в состав бюджетов союзных республик и в государственный бюджет СССР.

Большую роль в развитии народного хозяйства и бюджетной системы СССР сыграла налоговая реформа 1930-1932г.г. В ходе реформы было унифицировано 86 действовавших ранее платежей в бюджет, устранена многократность обложения налогоплательщиков, укреплен финансовый контроль за хозяйственной деятельностью предприятий. Около 60 налогов и сборов были объединены в основные платежи - налог с оборота, отчисления от прибыли государственных предприятий и подоходный налог для кооперативных предприятий.

В ходе налоговой реформы был введен принципиально новый метод формирования доходов территориальных бюджетов. В соответствии с Постановлением ЦИК и СНК «О республиканских и местных бюджетах» от 21 декабря 1931г.» в территориальные бюджеты стала передаваться часть государственных доходов - налога с оборота, поступлений от реализации государственных займов и др.. Передача этих средств осуществлялась в порядке бюджетного регулирования в виде процентных отчислений от общегосударственных налогов и доходов, ставших регулирующими источниками для сбалансирования территориальных бюджетов. Общность источников доходов стала важным фактором усиления связи между всеми бюджетами, входящими в бюджетную систему СССР.

Окончательное формирование бюджетной системы СССР связано с Конституцией 1936г. Усиление централизованного начала в управлении народным хозяйством и финансами государства нашло отражение в статье 14 Конституции СССР, где было зафиксировано, что к ведению союзных органов власти относилось не только утверждение государственного бюджета СССР и отчета о его исполнении, но и установление налогов, поступающих в союзный бюджет, бюджеты союзных республик и местные бюджеты.

Тенденция к централизации выразилась и в Постановлении СНК СССР от 10 июля 1938г., в соответствии с которым в государственный бюджет СССР были включены местные бюджеты. В 1938г. в государственный бюджет СССР также был включен бюджет государственного социального страхования.

В зависимости от степени централизации распределение финансовых ресурсов между бюджетами менялось (таблица 2).


Таблица 2. Распределение финансовых ресурсов между бюджетами

1928/29г.1938г1946г.1965г.1988г.Государственный бюджет СССР (расходы)100%100%100%100%100%в том числе союзный бюджет60,7%72,2%79,5%42,5%56,9%Бюджеты союзных республик39,3%27,8%20,5%57,5%43,1%

2.3 Современная бюджетная система России


Бюджетная система государства, представляющая собой совокупность всех видов бюджетов, призвана играть важнейшую роль в реализации финансовой политики государства, цели которой зависят от его экономической политики. Взаимосвязь между отдельными звеньями бюджетной системы, организацию и принципы ее построения принято назвать бюджетным устройством.

Наиболее полное выражение бюджетное устройство находит в принципах бюджетной системы Российской Федерации. В Бюджетном кодексе России, на основании которого осуществляется правовое регулирование бюджетных проблем, эти принципы сформулированы следующим образом:

-единство бюджетной системы Российской Федерации;

-разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;

-самостоятельность бюджетов;

-полнота отражения доходов и расходов бюджетов;

-сбалансированность бюджета;

-эффективность и экономность использования бюджетных средств;

-общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов; гласность;

-достоверность бюджета;

-адресность и целевой характер бюджетных средств.

Реализация указанных принципов бюджетной системы означает прежде всего единый порядок финансирования расходов всех бюджетов и ведения бухгалтерского учета их средств, единство форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в Российской Федерации и правовой базы. За органами государственной власти и органами местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы России закрепляются определенные виды доходов (полностью или частично) и полномочия по осуществлению расходов. Законодательным (представительным) органам государственной власти и органам местного самоуправления предоставляется право самостоятельно осуществлять бюджетный процесс.

Бюджетные средства направляются на финансирование определенных целей в адрес конкретных получателей этих средств. Объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из вышестоящего бюджета могут перечисляться сверх закрепленных за ним доходов дополнительные средства в различных формах. Они получили название "регулирующие доходы". Регулирующие доходы позволяют региональным и местным органам власти иметь необходимые для выполнения их функций финансовые ресурсы, сбалансировать доходную и расходную части бюджетов. При этом принцип самостоятельности бюджетов наряду с наличием собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ предусматривает законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов.

Принцип самостоятельности бюджетов предусматривает также право органов государственной власти и органов местного самоуправления самим определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов, Потери в доходах и дополнительные расходы, возникшие в ходе исполнения законов (решении) о бюджете, не могут быть компенсированы за счет бюджетов других уровней бюджетной системы Российском Федерации.

В соответствии с бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетная система страны, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, состоит из трех уровней:

-первый уровень - федеральный бюджет;

-второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации;

-третий уровень - местные бюджеты.

Федеральный бюджет является основным финансовым планом Российской Федерации. Именно через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.

Бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты) является формой образования и расходования денежных средств предназначенных для использования в организациях и на предприятиях, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации. К региональным бюджетам относятся бюджеты республик, входящих в состав Российской Федерации, краевые и областные бюджеты, бюджеты автономных образований, а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга.

Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований) представляют собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Все эти бюджеты функционируют автономно, каждый из них имеет законодательно определенный источник доходов и направления расходования средств.

За республиканскими и местными бюджетами закреплены второстепенные налоги (в основном - имущественные). В этих бюджетах по сравнению с государственным бюджетом более высокая доля средств направляется на социальные нужды.

Таким образом, доходы и расходы бюджетов республик в составе РФ и местных бюджетов не повторяют доходов и расходов федерального бюджета. Кроме того, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты получают необходимые им средства путем субсидий и кредитов из государственного бюджета и выпуска местных займов, гарантированных правительством, а также за счет зачисления в доходную часть этих бюджетов определенной доли поступлений от целого ряда федеральных налогов (налога на прибыль предприятий и организаций, акцизов на спирт, НДС и др.).

Свод бюджетов в целом по Российской Федерации или по соответствующей территории называется консолидированным бюджетом.

Бюджетная система Российской Федерации в настоящее время складывается из федерального бюджета, 21 республиканского бюджета республик в составе Российской Федерации, 56 краевых и областных бюджетов, включая одну автономную область; городских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга; 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тыс. местных бюджетов, к которым относятся городские, районные, поселковые и сельские бюджеты. Единство бюджетной системы в новых условиях реализуется посредством единой социально-экономической политики и правовой базы, использования единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействии бюджетов всех уровней и согласования принципов бюджетного процесса.

Бюджетный процесс представляет собой регламентируемую законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Составление и исполнение бюджетов является прерогативой органов исполнительной власти, а рассмотрение и утверждение - органов законодательной власти.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, т.е. частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней, которые в соответствии с бюджетным устройством являются самостоятельными.

Бюджетное регулирование осуществляется в различных формах. Прежде всего, это передача части закрепленных налоговым законодательством доходов и регулирующих доходных источников с одного уровня бюджетной системы на другой.

Такие выплаты из государственного бюджета принимают различные формы:

-ассигнования - выдача денежных средств из бюджета на текущее содержание предприятий и учреждений по утвержденным сметам;

-субсидии - нецелевой вид государственного денежного пособия, представляемого предоставляемого государством организациям, учреждениям;

-субвенции - целевой вид государственного финансирования пособия местным органам власти и управления;

-дотации - целевой, адресный вид государственного пособия организациям, предприятиям для покрытия убытков и поддержки.

Основной проблемой эффективного использования принципа фискального феодализма при формировании финансовой системы государства является определение оптимального размера финансовых ресурсов, идущих в федеральный бюджет, с одной стороны, и в региональные и местные бюджеты - с другой.

С целью выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации с учетом их душевого бюджетного дохода в федеральном бюджете утверждается объем Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации с распределением трансфертов бюджетам субъектов Федерации.

Средства Фонда регионального развития направляется на финансирование федеральных программ развития регионов и дополнительную финансовую помощь высокодатационным субъектам Российской Федерации. Указанный фонд призван осуществлять избирательную инвестиционную поддержку социального направления в развитии регионов, в основном на безвозвратной основе.

Бюджетная классификация, на которой базируется как составление, так и исполнение бюджета, обеспечивает сопоставимость бюджетов всех уровней. Законодательные (представительные) органы субъектов Федерации и органы местного самоуправления при утверждении бюджетных классификаций соответствующих бюджетов могут производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.

В структуре бюджетной классификации Российской Федерации выделяются:

) функциональная структура расходов бюджетов Российской Федерации;

) ведомственная структура расходов федерального бюджета РФ;

) экономическая структура расходов бюджетов РФ.

В функциональной структуре выделяются целевые направления государственной деятельности, обусловленные основными функциями государства. В зависимости от влияния на процесс расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие (для обеспечения текущих потребностей) и капитальные (на инвестиционные нужды и прирост запасов).

Второй задачей, которую решает бюджетная классификация, является обеспечение адресного выделения финансовых ресурсов. Ведомственная структура определяет, кому, сколько и на какие цели выделяются ресурсы из федерального бюджета.

Экономическая структура разграничивает все затраты по направлениям расходования (на оплату труда государственных служащих, капитальные вложения в основные фонды и т.д.), что обеспечивает возможность экономического анализа государственных расходов.


3. Совершенствование бюджетной системы в России

бюджетная система россия

3.1 Направления совершенствования бюджетной системы России в среднесрочной перспективе


Бюджетная политика является важнейшим инструментом государственной экономической политики, оказывающим влияние на общее состояние экономики и макроэкономическое равновесие. Бюджетная политика в среднесрочной перспективе, реализуемая в координации c денежно-кредитной и внешнеэкономической политикой, должна стать основой формирования единой финансовой политики государства.

Стратегической целью бюджетной политики является обеспечение устойчивого экономического роста, повышение эффективности участия государства в распределении и перераспределении ресурсов в экономике по мере повышения уровня социально-экономического развития.

Задачи реформирования бюджетной политики в среднесрочной перспективе:

. Повышение устойчивости бюджетной системы, снижение долгового бремени.

. Усиление роли бюджетной политики в качестве инструмента, направленного на стимулирование инвестиционной активности и обеспечение роста экономики.

. Повышение качества управления государственными активами и пассивами; создание эффективной системы управления государственным долгом.

. Совершенствование бюджетного процесса и упорядочение бюджетных процедур.

Указанные задачи будут достигаться реализацией бюджетной политики по следующим направлениям:

) Создание эффективной системы управления и регулирования государственных финансов

Бюджетная политика должна отвечать требованиям общеэкономического равновесия. В целях обеспечения сбалансированности бюджета в среднесрочной перспективе в условиях значительной долговой нагрузки при ограниченном привлечении внешних ресурсов, необходимости снижения зависимости состояния государственных финансов от внешнеэкономической конъюнктуры необходимо повысить значение прогнозирования государственного бюджета, взаимоувязанного с развитием всех сфер экономики. В этих целях бюджетная политика должна быть построена на основе единой системы регулирования и оптимизации движения финансовых потоков в экономике.

) Совершенствование бюджетной политики в области доходов, включающее:

обеспечение эффективного функционирования налоговой системы. Основным направлением налоговой политики должно стать обеспечение приемлемых как для государства, так и для хозяйствующих субъектов, фискальных условий деятельности.

повышение эффективности управления доходностью государственных активов. Государственное участие в экономике должно осуществляться исходя из принципа его эффективности, определения степени и форм участия, обеспечивающих в том числе необходимый уровень мобилизации доходов в государственный бюджет.

оптимизация доходов от внешнеэкономической деятельности. В среднесрочной перспективе будет продолжена работа по унификации таможенного тарифа, сокращению таможенных льгот, гармонизации таможенных процедур, направленных на повышение прозрачности внешнеэкономических операций, обеспечивающих рост доходов государственного бюджета от внешнеэкономической деятельности.

) Формирование эффективной системы бюджетных расходов, ориентированной на стимулирование экономического роста и обеспечение оптимального использования бюджетных средств.

Бюджетная политика в области расходов государственного бюджета в среднесрочной перспективе будет формироваться на основе следующих основополагающих принципов:

расходы государственного бюджета должны определяться исходя из реализации приоритетов социально-экономической политики, создания условий для подъема инвестиционной и инновационной активности, формирования других необходимых предпосылок устойчивого развития;

формирование четкой системы критериев обоснования оценки эффективности бюджетных расходов;

реализация программно-целевого подхода при соблюдении установленных нормативов финансирования расходов государственного бюджета.

) Повышение эффективности управления государственными активами и пассивами, переход к активному управлению государственным долгом.

Необходимо повысить эффективность управления зарубежными активами России, имея ввиду разработку и проведение операций по переводу части долга стран-должников перед Российской Федерацией в долю российского участия в инвестиционных проектах на территории этих стран с целью более активного продвижения российских внешнеэкономических интересов на рынках стран-должников. Будет усовершенствована кредитная политика Российской Федерации в отношении стран дальнего зарубежья и государств-участников СНГ как инструмент долгосрочной экономической политики России, направленной на стимулирование промышленного производства и экспорта готовой продукции, расширение рынков сбыта, а также разработку комплексного подхода к разрешению финансовых вопросов с государствами-должниками.

Управление государственным долгом предполагает снижение долгового бремени, сокращение расходов на его погашение и обслуживание, оптимизацию рисков, связанных со структурой государственного долга.

Основными принципами реализации бюджетной политики в области государственных внутренних заимствований будут следующие:

политика заимствований на рынке государственных ценных бумаг будет проводиться исходя из конъюнктуры рынка с учетом ограничения долгового бремени, формирования доходности на уровне, стимулирующем вложения инвесторов в реальный сектор экономики;

создание новых технологий, улучшение обслуживания инвесторов с разработкой дифференцированных характеристик долговых обязательств, удовлетворяющих требованиям различных групп институциональных инвесторов;

улучшение платежного графика исходя из необходимости устранения "пиков" платежей по обслуживанию и погашению внутреннего долга, обеспечения сбалансированности государственного бюджета.

) Совершенствование бюджетного процесса и упорядочение бюджетных процедур путем:

перевода на казначейскую систему исполнения бюджетов всех уровней;

обеспечения прозрачности бюджетов и бюджетных процедур, обязательная публикация бюджетной отчетности в соответствии с разделами бюджетной классификации на всех уровнях бюджетной системы;

совершенствования системы государственных закупок, обеспечивающей реальный конкурентный режим при размещении заказов на производство товаров и услуг для государственных нужд;

урегулирования имеющейся бюджетной дебиторской и кредиторской задолженности, максимальной консолидации в бюджетах всех уровней внебюджетных фондов и целевых бюджетных фондов;

сохранения принципа общего покрытия бюджетных расходов доходами и др.


3.2 Основные направления развития бюджетной политики


Мировой экономический кризис, сопровождавшийся сильным падением мировых цен на энергоносители, серьезно ударил по российской экономике и выявил целый комплекс нерешенных проблем, острота которых в прежние годы сглаживалась благоприятной экономической конъюнктурой. Это делает бюджетную систему России крайне уязвимой с точки зрения фискальных рисков и вынуждает проводить более жесткую бюджетную политику с тем, чтобы избежать ситуации, когда правительство будет испытывать сложности по исполнению своих обязательств. В этой связи принято решение основывать бюджетное планирование на умеренно оптимистических оценках перспектив экономики.

В настоящее время прогноз основных показателей социально-экономического развития значительно ухудшился.

На фоне ухудшения ситуации приходится пересматривать параметры бюджетной системы. В условиях кризиса обязательства не просто сложно сокращать - их приходится увеличивать, чтобы поддержать ослабленную экономику и незащищенные категории граждан.

Исходя из текущей оценки 2009 года, доходы бюджета будут еще меньше на 2,3%, а расходы вырастут дополнительно на 3,0% - до 9,98 трлн. рублей.

Несмотря на значительное ухудшение макроэкономической ситуации в целом и, как следствие, резкое сокращение доходов бюджетной системы объем расходов в следующем году по сравнению с 2009 годом практически не меняется, а на 2010 год уменьшается всего на 500 млрд.рублей. В соответствии с обновленными бюджетными проектировками расходы в 2010 году предусмотрены в объеме 9,823 трлн. рублей, в 2011 году - 9,359 трлн. рублей против 9,980 трлн. рублей в 2009 году.

Наряду с антикризисными мерами проведение бюджетной политики должно ориентироваться на складывающуюся в экономике ситуацию.

Развитие экономики в 2010-2012 годах будет определяться тремя основными факторами. Первый связан с выходом мировой экономики из кризиса и динамикой цен на главные сырьевые ресурсы. Второй определяется развитием частных инвестиций. Третий связан с эффективностью мер государственной антикризисной политики.

Согласно текущему прогнозу социально-экономического развития в период 2010-2012 годов на фоне стабилизации мировой экономики и благодаря реализуемым правительством антикризисным мерам в России восстановится положительная динамика экономического роста. В 2010 году прирост ВВП составит 1,0%, после чего он будет постепенно повышаться: до 2,6% - в 2011 году и 3,8% - в 2012 году.

Бюджетная политика на 2010-2012 годы направлена, с одной стороны, на выход экономики из кризиса и решение важнейших социальных задач, а с другой - на восстановление макроэкономической и бюджетной стабильности.

Основными целями бюджетной политики в 2010-2012 годах являются:

1.Использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса.

2.Обеспечение средне- и долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости. В ближайшие годы потребуется адаптация бюджетных расходов к более низкому уровню доходов.

.Повышение эффективности расходов бюджета. В условиях вынужденного снижения объемов расходов бюджета необходимо обеспечить высокое качество государственных услуг и эффективное использование бюджетных средств.

.Повышение эффективности налоговой системы.

.Создание пенсионной системы, обеспечивающей достойный уровень жизни пенсионерам.

.Разработка и реализация совместно с Банком России мер по поддержанию стабильности банковской системы.

В условиях экономического кризиса произошло резкое снижение бюджетных доходов. Общий объем налоговых доходов федерального бюджета за первое полугодие 2009 года составил 1 801,1 млрд. рублей, т.е. снизился в номинальном выражении на 26,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Проектировки расходов федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов определены в соответствии с принципами, сформулированными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2102 годах.

В целях соблюдения, при существенном увеличении бюджетных ассигнований на исполнение публичных и приравненных к ним расходных обязательств, установленных предельных объемов расходов федерального бюджета возникает задача по сокращению других расходных обязательств.

В области сотрудничества с международными финансовыми организациями основными принципами бюджетной политики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов являются:

) ускоренная реализация большинства действующих проектов, реализуемых в рамках соглашений о займах. В 2010-2012 годах привлечение средств по кредитам (займам) международных финансовых организаций планируется в объеме 334,7 млн. долларов США, 181,3 млн. долларов США, 84,8 млн. долларов США соответственно;

) расширение практики предоставления гарантий Российской Федерации по проектам, реализуемым с участием международных финансовых организаций;

) внедрение практики совместной с международными финансовыми организациями реализации проектов на основе консультационно-аналитического и экспертного содействия международных финансовых организаций без осуществления государственных заимствований Российской Федерации в дополнение к существующей форме реализации проектов на основе заимствований. При этом выбор инструмента сотрудничества с международными финансовыми организациями (привлечение займа или финансирование проекта за счет средств федерального бюджета при консультационно-аналитическом содействии МФО для реализации проекта) будет определяться отдельно для каждого проекта.

В результате проводимой долговой политики государственный долг Российской Федерации по состоянию на 1 января 2011 года составит 5689,3 млрд. рублей, на 1 января 2012 года - 7340,2 млрд. рублей и на 1 января 2013 года - 8564,1 млрд. рублей.


Заключение


Таким образом, современное бюджетное устройство является важной частью государственного устройства России. Бюджетная система является частью бюджетного устройства. За время своего развития бюджетная система прошла много этапов изменения и развития. Увеличивались функции, возлагаемые на бюджетную систему. Это было связано с разными факторами, прежде всего с усложнением и изменением структуры устройства государства.

В настоящее время бюджетная система и как составная часть бюджет государства представляют собой сложные составные части управления и регулирования экономическими отношениями. При помощи бюджета происходит формирование государственных фондов, перераспределение ВВП, контроль над процессами в народном хозяйстве, стимуляция экономики.

Все принципы, свойства и правила, весь комплекс отношений бюджетной системы строго закреплены и регламентированы бюджетным законодательством. Бюджетное право является сложной системой нормативно-правовых актов, строгое соблюдение которых обеспечивает надёжное функционирование бюджетной системы.

Современной бюджетная система России является достаточно устойчивой системой экономических отношений, но в ней ещё есть много неопределённостей. Поэтому, необходимо постоянно совершенствовать методы организации и функционирования бюджетной системы для улучшения деятельности государства, и, следовательно, для экономического процветания граждан Российской Федерации.

Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства.

Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.


Литература


1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

2.Бюджетный кодекс Российской Федерации ФЗ № 145 от 31.07.1998 (БК РФ).

.Бликанов А.В. Бюджетный дефицит как индикатор состояния государственных финансов // Финансы и кредит. - 2008. - №5.

.Вахрин П.И.Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Дашков и Ко, 2008.

.Гусейнов Р.М. Экономическая теория. - М: Омега-Л, 2008.

.Мартьянов А.В. Возможности использования достижений новой ортодоксальной теории в современной долговой стратегии // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2008. - №4.

.Основные направления бюджетной политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов // Экономика и жизнь. - 2009. - № 8.

.Плотников К.Н. Бюджет социалистического государства.- М, 1948.

.Плотников К.Н. Очерки истории бюджета советского государства.- М, 1954.

.Региональная экономика / Под ред. В.Н. Видяпина, М.В. Степанова. М.: ИНФРА-М, 2006.

.Самсонов Н.Ф. Финансы, денежное обращение и кредит - М: Инфра-М, 2007.

.Экономическая теория: учебник. - М: Гуманит, 2008.