Всё для

Студента

А.С. Пушкин "Зимнее утро"

А.С. Пушкин "Зимнее утро"


Цели урока:

1. Дать понятие о двусложных размерах стиха, особенностях стихотворной речи.

2. Развивать умение анализировать, понимать и чувствовать своеобразие речи поэта, ощущать её сущностную и эмоциональную насыщенность.

3. Воспитывать эстетические вкусы, любовь к малой родине, родному уголку и природе.

Оборудование:

. Русская литература: учебник для 6-го класса учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с бел. и рус. яз. обучения. / Т.Ф. Мушинская, Е.В. Перевозная, С.Н. Каратай. - Минск: Нац. Ин-т образования, 2009.

. Иллюстрации, заранее подготовленные детьми.

Тип урока: комбинированный.

Предварительное домашнее задание: один из учащихся готовит сообщение «История создания стихотворения»; другие создают иллюстрации или находят репродукции с зимними пейзажами.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания

1. Чтение стихотворения «Няне» наизусть.

2. Ответы на вопросы 1,2 «Обобщаем впечатления и наблюдения» (с. 151)

III. Подготовка к восприятию новых знаний.

1. Сообщение учителя (с элементами беседы).

Каждое из произведений писателя и поэта часто автобиографично. И мы с вами уже сталкивались с этим явлением. Давайте вспомним, в каких произведениях автор говорит не только о ком-то, но и о себе. Может быть это один из изученных нами рассказов? («Уроки французского» В. Распутина.)

Или стихов? («Зимний вечер», «Няне» А.С. Пушкина.)

А сейчас мы с вами познакомимся с историей написания еще одного стихотворение и давайте подумаем, есть ли в нём элементы автобиографичности.

2. Сообщение «История создания стихотворения «Зимнее утро»» (выступление заранее подготовлено одним из учеников).

Стихотворение «Зимнее утро» написано Пушкиным в годы «северной» ссылки. Эти годы, проведённые в Михайловском, были наполнены не только горестным чувством одиночества и зависимости, но и счастливыми переживаниями дружбы, любви и, самое главное, творческого вдохновения. Это чувство выражается в стихотворении как нельзя явно, оно переливается вихрем эмоций и настроений в любовании природой, красотой девушки, шутливом комплименте, ощущении тепла и уюта, воспоминаниях о вьюжном вечере, мимолётной грусти о прошедшем лете.

Стихотворение написано очень быстро, в один день - 3 ноября 1829 года в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в имении В.И. Вульфа. В Тверскую губернию к своим добрым знакомым Пушкин заехал на этот раз по дороге с Кавказа.

3. Рассуждения учителя. Учитель помогает ученикам понять, как поэтом в стихотворении могут быть изображены конкретные картины зимнего утра, прекрасного пробуждения в уютном доме друзей.

IV. Усвоение новых знаний.

1. Чтение стихотворения учителем.

2. Беседа с учениками:

Как вы думаете, какое настроение у этого стихотворения? (Прекрасное, доброе и др.)

Что именно вызывает такие замечательные эмоции у поэта? (Прекрасная погода, красота за окном и др.)

Какие картины природы здесь изобразил автор? (Вьюжный грустный вечер, солнечное утро и др.)

А какие картины представляются вам? (….)

3. Выставка иллюстраций к стихотворению, нарисованных или найденных самими детьми. Каждая картина подписана цитатой. Автор-художник объясняет, почему он выбрал именно эту картину и как она расширяет наш взгляд на стихотворение.

4. Словарная работа (разбор непонятых слов и словосочетаний):

Сомкнуты - закрыты. Сомкнутые ресницы.

Взоры - здесь в значении «глаза». Отвести взор.

Нега - однокоренное слово нежный. Нежиться.

Аврора - в греческой мифологии богиня утренней зари.

Вечор(устаревшее) - вчера вечером.

Янтарь - застывшая смола хвойных деревьев, драгоценное вещество, которое используют в изготовлении украшений.

Звезда севера - самая яркая звезда.

V. Проверка понимания учащимися нового материала.

1. Литературоведческие минутки. Работа со словарём.

В поэтической речи имя прилагательное нередко становится художественным определением - эпитетом.

Эпитет - художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчёркивающее один из признаков предмета или одно впечатление о нём.

2. Работа с учебником.

а) Комментированное чтение учителем статьи «Стихотворная речь» (с. 153 - 155)

б) Ответы на вопросы после статьи (с. 155)

VI. Закрепление изученного материала.

1. Анализ стихотворения. Работа в тетради. Подобрать эпитеты к словам:

День, друг, небо, тучи, небеса, ковры, лес, блеск, треск, конь, берег.

2. Работа с учебником. Вместе отвечаем на вопросы 1-5 «Перечитываем, размышляем» (с. 152, 153)

VII. Домашнее задание.

1. Выучить наизусть стихотворение «Зимнее утро».

. Ответить на вопрос 2 «Наше творчество» (с. 153).

пушкин зимний стихотворение утро

Литература


1. Поурочные разработки по литературе/ Егорова Н.В.М., 2005.

. Русская литература: учебное пособие для 6-го класса общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения/Т.Ф. Мушинская, Е.В. Перевозная, С.Н. Каратай. - Минск: Национальный институт образования, 2009.

. Словарь литературоведческих терминов/ред.-сост.:Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев.М., 1974.