Всё для

Студента

Международная миграция населения

Реферат На Тему Великобритания , Отчет По Практике Инженера Строителя , Купить Диплом О Высшем Образовании

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


кафедра международной экономики и менеджмента ВЭД










КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Международная миграция населения»




Руководитель работы

к. э. н., доцент В.А. Вовк

Студент 2 курса 12 группы

М.А. Байрамов







Харьков 2012

СОДЕРЖАНИЕ


Введение3

1. Мировой рынок труда5

1.1. Международный рынок труда и тенденции его развития5

1.2 Конкурентоспособность украинской рабочей силы7

1.3 Современная миграция. Потоки эмиграции и иммиграции11

2. Государственное регулирование иммиграции рабочей силы16

2.1 Государственное регулирование международной трудовой миграции в странах-донорах16

2.2 Основные центры международной трудовой миграции20

Заключения23

Список литературы25


ВВЕДЕНИЕ


Международная миграция рабочей силы имеет давнюю историю. В ряде стран, в частности в США, Канада, Австралии и некоторых других. Массовая миграция населения стала одним из характерных явлений жизни мирового сообщества второй половины XX века. Проблема миграции очень актуальна сейчас, потому что у многих есть возможность беспрепятственного въезда на территорию иностранных государств. По большей части люди выезжают на территорию другой страны в попытках найти хотя бы временную или более высокооплачиваемую работу. Активно происходящий во всем мире процесс интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы. Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений.

Наблюдающаяся в последние десятилетия интенсификация процессов миграции выражается как в количественных показателях, так и в качественных: изменяются формы и направления передвижения трудовых потоков. Одним из проявлений интернационализации и демократизации хозяйственной и социально-культурной жизни человечества, а также последствий острых межнациональных противоречий, прямых столкновений между народами и странами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий являются крупномасштабные перемещения населения и трудовых ресурсов в разных формах. Это и добровольные мигранты, пользующиеся правами и возможностями, предоставленными им мировой цивилизацией и международными рынками труда для выбора места жительства и работы, беженцы и вынужденные мигранты, покидающие отчий кров не по своей воле, а под давлением обстоятельств.

Международное разделение труда как высшая ступень развития общественного территориального разделения труда между странами, предусматривающая устойчивую концентрацию производства определенной продукции в отдельных странах, предусматривает наличие в различных странах трудовых ресурсов различного объема и квалификационного состава.

Основанный на международном разделении труда устойчивый обмен между странами продуктами, производимыми ими с наибольшей экономической эффективностью.

Международный рынок рабочей силы существует наряду с другими мировыми рынками: например, товаров и услуг, капитала и информации. Рабочая сила, перемещаясь, из одной страны в другую предлагает себя в качестве товара, осуществляет международную трудовую миграцию.

Миллионы людей ежегодно пересекают государственные границы в поисках нового места жительства или работы, с целью учебы или различного вида стажировок, на отдых или лечение, спасаясь от политических, национальных, расовых преследований или экологических бедствий. Эти и другие виды миграционного движения часто объединяются в понятие международная миграция населения, которая в наше время приобрела поистине глобальный характер и затрагивает практически все страны мира.


1. МИРОВОЙ РЫНОК ТРУДА


.1 Международный рынок труда и тенденции его развития


В течение ХХ столетия Европа пережила три основных периода движения населения: во времена 1-й и 2-й Мировых войн и в последнюю декаду или около того времени. Каждый из этих периодов был связан с войнами и насильственным перемещением населения. Кроме того, имели место несколько кратких, но интенсивных периодов движения, связанных с трудовыми миграциями конца 1960-х гг. и потоками беженцев, вызванных. Без сомнения, весь период после 1945 года был временем продолжающейся международной миграции в Европе, со своими приливами и отливами, но стабильно сохраняющейся. Европа представляет собой пчелиный улей, в целом характеризуемый нетто-притоком мигрантов. Международный миграционный рынок профессионального мастерства ныне реальность, хотя европейские государства конкурируют на нем в целом менее активно по сравнению со странами Нового Света, в особенности Австралией, Канадой и США. По тому «взносу», который в настоящее время приходится на долю миграции в демографическом балансе, европейские страны могут быть разделены на шесть групп. Первая группа характеризуется сокращением численности населения вследствие как естественных потерь, так и отрицательного сальдо миграции. Почти во всех странах этой группы наибольшие потери относятся на счет естественной убыли населения, и лишь в Литве эмиграция играет равную с нею роль в определении общей картины. Во второй группе естественная убыль населения перекрывает тот позитивный эффект, который создает миграционный приток. Третья группа - это страны, эмиграция из которых столь велика, что даже высокий естественный прирост не спасает ситуацию, и общая численность населения в них сокращается. Для представителей четвертой группы, напротив, характерно то, что естественный прирост перекрывает миграционный отток населения из этих стран, поэтому общая численность населения в них увеличивается. Пятая группа наиболее многочисленна и сполна пользуется демографическими преимуществами, которые дает им собственный положительный естественный прирост вкупе с устойчивым миграционным притоком населения. И, наконец, в шестую группу входят не желающие самовоспроизводиться, но, тем не менее, численно растущие благодаря иммиграции страны.


Таблица 1.1 Распределение европейских государств по указанным группам

Группы странЕстественный приростСальдо миграцииДемографический балансIЛатвия, Литва, Молдавия, Румыния, Украина, Чешская РеспубликаотрицательныйотрицательноеотрицательныйIIБелоруссия, Болгария, Венгрия, Россия, ЭстонияотрицательныйположительноеотрицательныйIIIАрмения, Грузия, Польша положительныйотрицательноеотрицательный IVАндорра, Азербайджан, МакедонияположительныйотрицательноеположительныйVАвстрия, Бельгия, Босния и Герцеговина, Великобритания, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Кипр, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Сан-Марино, Сербия и Черногория, Словакия, Турция, Финляндия, Франция, ШвейцарияположительныйположительноеположительныйVIГермания, Греция, Италия, Словения, Хорватия, Швецияотрицательныйположительноеположительный

Как несложно заметить, все страны, несущие потери населения, располагаются в Центральной и Восточной Европе или на пространстве бывшего СССР и в большинстве случаев именно естественная убыль населения является для них определяющим компонентом демографического баланса. Растущие же страны формируют свой положительный баланс путем сочетания естественного прироста с иммиграционным притоком.

К основным тенденциям развития современного международного рынка труда можно отнести следующие процессы:

рынок международной рабочей силы сужается из-за наплыва работников из стран Восточной Европы и Республик бывшего СССР;

повышаются входные барьеры проникновения на международный рынок рабочей силы;

усиливается конкуренция между продавцами рабочей силы;

продолжает существовать дискриминация мигрантов;

активизируется деятельность профсоюзов, стремящихся отстоять интересы отечественной рабочей силы.

Таким образом, становление и развитие международного рынка рабочей силы - процесс сложный и многообразный. Эта рабочая сила выступает как бы двойственным образом: в качестве носителя общечеловеческих норм жизни и носителя национальных культур и традиций.


.2 Конкурентоспособность украинской рабочей силы


Как ни горько приходится признать: процесс воспроизводства трудовых ресурсов в Украине нарушен. И выражается это не только в повсеместном падении рождаемости, но в крайне низкой заработной плате, не дающей адекватной отдачи за работу. Быть может, самый тяжелый из всех кризисов, поразивших нашу экономику, - кризис профессиональный. Можно в конце концов занять деньги, купить технологию, даже справиться со стихийными бедствиями. Но, чтобы вырастить здоровых грамотных работников, нужна вековая традиция. Одним из эффективных путей "прорыва" может стать экспорт рабочей силы в другие страны. Главный "плюс" состоит в том, что постоянный поток выезжающих и возвращающихся позволит пропустить наших людей, причем наиболее активную часть, через зарубежные рынки труда. Опыт государств, давно экспортирующих рабочую силу показывает, что человек, вернувшийся из-за рубежа, обычно уже по-другому смотрит на условия труда, на уровень заработной платы, на профессиональные возможности, на свою карьеру. Он знает себе цену и подыскивает удовлетворяющую его работу.

Экспорт рабочей силы - общепринятое и широко распространенное явление в нынешней мировой практике, один из наиболее действенных факторов формирования мирового рынка труда. Обычно трудовая миграция за пределы страны развивается на основе:

межправительственных соглашений;

индивидуальной инициативы самого работника;

рекомендаций посреднических коммерческих фирм;

нелегальных каналов.

Однако, процесс миграции из Украины развивается в большей степени стихийно, в меньшей - организованно, и, естественно, каждая из этих форм трудовой миграции предопределяет неравные стартовые возможности для их участников, а значит, и разные социальные и социально-психологические последствия. И тем не менее, в настоящее время трудовая миграция из Украины принимает все более широкие масштабы. Так, по оценкам западных специалистов, в ближайшие годы от 2 до 9 млн. украинских граждан захотят выехать на работу за рубеж. Рабочие и специалисты из Украины работают сегодня во Франции, Германии, Австрии, Дании, Канаде, некоторых странах Латинской Америки. В перспективе Латинская Америка. Выбор места работы и проживания - право каждого человека. Однако причина выезда во многих случаях такова, что сами страны не могут подчас найти своим талантливым специалистам соответствующего применения. Их знания остаются нередко невостребованными, и они вынуждены менять страну своего проживания. В то самое время, в целом ряде случаев выезд работников за границу объясняется чисто экономическими причинами. Расчеты экономистов показывают, что эффективность экспорта рабочей силы в 5 раз превышает эффективность экспорта товаров. В некоторых арабских странах, например, доходы от экспорта рабочей силы составляют 20-30% общей суммы валютных поступлений по национальному платежному балансу. Экономическая выгода заключается в том, что эмигранты отправляют переводы, привозят валюту, ценные бумаги, технику бытового и производственного назначения. Многие государства-экспортеры рабочей силы вошли в группу среднеразвитых стран именно благодаря вывозу рабочей силы (Египет, Турция, Пакистан и др.). Более того, за счет эмиграции людей страна получает дополнительную выгоду, так как при этом в какой-то мере решается проблема занятости, безработицы, осуществляется экономия на затратах на подготовку и переподготовку персонала, повышения квалификации работников. Сегодня для граждан Украины западные страны остаются самым привлекательным для проживания и трудоустройства. Однако существующее в этих странах законодательство неохотно дает всем иностранцам, в том числе и украинцам, право на жительство и на работу. Такое право пока предоставляется лишь высококвалифицированным специалистам, ученым, артистам и отдельным спортсменам. Представители таких профессий, как программисты, электронщики, врачи, работники культуры и искусства способны, как правило, выдерживать конкуренцию на мировом рынке труда. Немаловажную роль здесь играет отсутствие у значительной части украинской рабочей силы профессиональной подготовки международного уровня, навыков конкурентной борьбы и, как это не печально, мешает также неудовлетворительное состояние здоровья. Предпочтение пока отдается тем категориям работников, которые обладают опытом работы в совместных предприятиях и международных организациях, или же приглашаются жители приграничных районов, близкие по своему духу и поведению жителям приглашающей страны. Западные страны в основном используют рабочих и специалистов из Украины на малоквалифицированных видах работ, на предприятиях с вредными условиями труда, в добывающей и обрабатывающей промышленности, а также в торговле, обслуживании, в качестве младшего медицинского персонала, домашних работниц и нянь. Спрос на неквалифицированную рабочую силу из Украины устойчив, но и здесь предложение подчас превышает спрос. В своем большинстве выезжающие за границу для поиска работы обладают недостаточной подготовкой и часто не способны пройти систему соответствующих тестов. В настоящее время Украина выступает в основном в качестве поставщиков дешевой рабочей силы. Многие страны Азии, Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока, Западной Европы проявляют интерес к строителям, лесорубам, сварщикам, медицинским сестрам. Конкуренцию на мировом рынке выдерживают лишь наиболее квалифицированная часть выходцев из Украины: талантливые музыканты, ученые, спортсмены, певцы. Массовые профессии по существу не конкурентоспособны из-за своей недостаточной подготовки. Речь идет не только о специальной профессиональной подготовке в соответствии с международными требованиями, но и формировании определенных навыков и качеств личности для успеха в конкурентной борьбе на мировом рынке труда. Для многих препятствием становится не владение английским языком (в Индии, например, даже грузчик обязан знать английский язык). Все эти обстоятельства порождают явление, известное в теории несовершенной конкуренции как барьер вхождения. Суть его заключается в необходимости произвести (не для всех) посильные затраты еще до вступления в реальные рыночные отношения. Для Украины таким барьером вхождения является проведение целой серии предварительных мероприятий затратного характера, прежде чем удастся с успехом выступить на мировом рынке труда. К числу таких мероприятий с успехом можно, например, отнести вопрос о признании дипломов о высшем образовании. Следует отметить, что на практике иерархия дипломов определяется исходя из престижности и репутации учебного заведения и зависит от того, как зарекомендовал себя его выпускник. Эмигрантам из Украины предстоит еще затратить немало усилий, чтобы преодолеть этот барьер вхождения, не говоря уже о других, не менее трудных барьерах. К кандидатам на временную работу, например, в Германии в целях повышения профессиональной квалификации и языковых знаний профессиональная подготовка или сопоставимые профессиональные навыки, опыт работы по специальности не менее двух лет, возраст не моложе 18 и не старше 40 лет, здоровье, отвечающее известным медицинским требованиям. Необходимо достаточное знание немецкого языка. В настоящее время требуются: инженеры-строители и рабочие-строители всех специальностей, работники гостинично-ресторанного хозяйства, медицинские сестры, пекари. Периодически возникает потребность в привлечении на работу инженеров-компьютерщиков, программистов, электронщиков, радиоинженеров.


.3 Современная миграция. Потоки эмиграции и иммиграции


Международная миграция рабочей силы представляет собой процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения. Помимо экономических мотивов процесс международной миграции обусловливается также соображениями политического, этнического, культурного, семейного и иного характера. Таким образом, международная миграция рабочей силы является частью более широкого явления - международной миграции населения, когда данный процесс не связан прямо с трудоустройством.

Международная миграция включает две основные составляющие: эмиграцию и иммиграцию. Под эмиграцией понимается - выезд из страны на постоянное место жительства, под иммиграцией - въезд в страну на постоянное место жительства. Международная миграция включает также процесс репатриации - возвращение в страну происхождения ранее выехавших из нее граждан.

Международные мигранты подразделяются на пять основных категорий:

иммигранты и не иммигранты, легально допущенные в страну. Для стран, которые традиционно принимают иммигрантов, 80-90-е гг. были периодом высокого уровня иммиграции;

работники-мигранты по контракту. Их к концу 90-х гг. в мире насчитывалось более 25 млн. человек. Многие страны зависят от иностранной рабочей силы. Договоренности заключаются между странами с избыточной рабочей силой в некоторых районах Азии и, например, рядом стран Ближнего Востока, Европы;

нелегальные иммигранты. Их число в конце 90-х гг. превышало 30 млн. человек. Почти все индустриальные страны имеют у себя нелегальных иммигрантов. Часть из них проникают через границу, другие остаются в чужой стране с просроченными визами; обычно они замещают рабочие места, находящиеся на низшей ступени трудовой иерархии;

лица, просящие убежища. До 80-х гг. численность этой категории мигрантов была крайне незначительна, затем она заметно увеличилась - до более 1 млн. человек к концу 90-х гг. Просьбы об убежище люди направляют по политическим мотивам, а также в силу тяжелого экономического положения в своих странах;

беженцы. По данным ООН, в мире на конец 90-х гг. насчитывается более 22 млн. беженцев. Большинство сегодняшних беженцев являются жертвами войн. Обычно они живут в специальных лагерях, находящихся под опекой ООН или частных агентств. По оценкам, лишь менее 1% беженцев расселяются в развитых странах Запада.


Рис.1.1. Страны мира, из которых выехало наибольшее число эмигрантов, 2010 год


Международная миграция рабочей силы - это объективный процесс, присущий рыночной экономике. Он так же объективен, как процесс перелива капитала между странами, развития внешнеторговых связей, международной экономической интеграции. Трудовые ресурсы в соответствии с рыночными законами ищут себе наиболее выгодное применение, дающее максимальную эффективность. Существует несколько теорий, объясняющих причины и направленность международных миграционных процессов. Наиболее распространенный концептуальный подход исходит из классической теории и, в частности, из представления о соотношении факторов «выталкивания» и «притяжения» населения и рабочей силы как главных движущих силах данного процесса. Часто решения о миграции объясняются индивидуальными представлениями о более благополучных районах и странах, а не фактическим положением вещей. Этим, например, экономисты-неоклассики объясняли миграционные потоки в урбанизированные районы с высокой безработицей.

В отличие от классических теорий приверженцы исторических и структуралистских концепций объясняют миграцию экономическим и политическим неравенством различных субъектов (стран, регионов, предприятий, индивидов), когда более сильные субъекты определяют направленность миграционных потоков в выгодном им направлении. Эти же теории признают важность таких факторов, как этнические и семейные связи среди мигрантов, роль государственного регулирования в данной области.

В реальной жизни все перечисленные подходы и объяснения дополняют друг друга и взаимопереплетены. Говоря о сопоставимости человеческих ресурсов с другими экономическими ресурсами на международных рынках, важно отметить и их особенности. Они отражают специфику товара «рабочая сила», который является не только объектом, но и субъектом международных экономических отношений в данной сфере. Кроме того, процесс международной миграции оказывает не только экономическое, но и многоплановое социальное, демографическое и социально-психологическое влияние, как на страны-доноры, так и на принимающие


Рис.1.2. Основные «коридоры» миграции, 2010 год, миллионов человек.


Значительная часть мигрантов направляется не только в развитые страны с высоким доходом, но и в развивающиеся страны: так называемый поток «Юг-Юг» (из одной развивающейся страны в другую) составляет 44% объема миграции по стране назначения, еще 42% - в страны Организации экономического сотрудничества и развития с высоким доходом, 14% - в другие страны с высоким доходом.

Среди стран мира, принимающих международных мигрантов, неизменно выделяются США, в которых проживают 42,8 миллиона иммигрантов (19,8% или, иначе, каждый пятый из международных мигрантов). В других странах их численность, по крайней мере, в 3,5 раза меньше. В России и Германии она превышает 10 миллионов человек (соответственно, 12,3 и 10,8 миллиона человек), в остальных составляет не более 7,3 миллиона человек (рис. 1.2).


2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИММИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ


.1 Государственное регулирование международной трудовой миграции в странах-донорах

международный рабочий миграция труд

Наряду с государственным регулированием иммиграции, существует государственное регулирование эмиграции. Оно особенно развито в тех странах, где экспорт рабочей силы является важным элементом экономического развития. Государственное регулирование экспорта рабочей силы преследует следующие цели.

. Защита прав и интересов трудящихся-эмигрантов в принимающих странах, противодействие их дискриминации в стране временного пребывания.

. Возмещение потерь от выезда национальной рабочей силы за пределы страны.

Эмиграционная политика основывается на следующих принципах:

. Гарантия возможности возвращения мигрантов на родину.

. Обеспечение поступления в страну и эффективного использования валютных переводов трудящихся-мигрантов.

. Содействие смягчению "внутренней" безработицы благодаря выезду тех контингентов трудящихся, которые не пользуются спросом на этом рынке.

. Ограничение выезда занятых в тех секторах экономики, потребности которых в рабочей силе не удовлетворены.

. Оздоровление внутреннего рынка труда благодаря приему репатриантов, которые за время пребывания за рубежом повысили свой квалификационный уровень.

Нормативно-правовая база, обеспечивающая регулирование трудовой эмиграции, основывается на соответствующих статьях Конституции страны, национальном эмиграционном законодательстве, а также включает в себя двусторонние и многосторонние международные соглашения. Кроме того, некоторые страны принимают специальные эмиграционные программы; в этой сфере действуют также нормативные акты, входящие в общую систему административного, таможенного, инвестиционного, банковского и других законодательств.Ответственность за нарушение эмиграционного законодательства возлагается как на самого эмигранта, так и на посредников. Лица, незаконно эмигрировавшие, или не выполняющие условий контракта, после возвращения на родину подвергаются определенным санкциям в виде штрафа или даже тюремного заключения (как, например, в Турции). Фирма-посредник при ненадлежащем выполнении своих обязанностей может быть лишена лицензии, а также на нее могут быть наложены финансовые взыскания. Экспорт рабочей силы, особенно малоквалифицированной, имеет целый ряд позитивных последствий для стран-доноров. При отъезде безработных уровень безработицы в стране снижается, следовательно, снижается социальная напряженность, облегчаются финансовые обязательства государства по выплате пособий по безработице.

Страна-донор имеет четыре прямых источника валютных поступлений от экспорта рабочей силы.

. налоги с прибыли фирм-посредников;

. непосредственные переводы эмигрантов на родину для поддержки семей и родственников;

. личное инвестирование мигрантов в экономику своей родины (привоз на родину современных деталей производства и предметов длительного пользования, покупка земли, недвижимости, ценных бумаг);

. капиталы от стран-импортеров рабочей силы, выделяемые в рамках программ, направленных на стимулирование экономического роста стран-экспортеров.

Необходимо отметить, что доходы от экспорта рабочей силы вполне сравнимы с доходами от товарной торговли. Для основных мировых экспортеров рабочей силы денежные переводы эмигрантов являются весьма значительным источником поступления валюты в страну и составляют значительную часть платежного баланса страны, в котором имеется специальная статья "денежные переводы работников из-за рубежа". Так, валютные переводы эмигрантов составляют в Египте, Пакистане, Португалии порядка 12-13% ВВП, а в Ливане - 64% ВВП. В некоторых случаях дефицит торгового баланса страны превращается в избыток платежного баланса, благодаря валютным поступлениям от эмигрантов.

Кроме того, возвращаясь на родину, эмигранты, по оценкам специалистов, привозят с собой сбережений еще на такую же сумму, что они перевели в страну. Следовательно, чтобы оценить реальные поступления, общую сумму переводов можно удвоить. Расчеты показывают, что валютная эффективность экспорта рабочей силы как минимум в 5 раз превышает валютную эффективность товарного экспорта. Многие государства, такие как бывшая Югославия, Египет, Пакистан, Индия и др. создали у себя экспортную специализацию по трудовым услугам, которая является прочным источником валютных доходов.

В последнее время реэмигранты привозят на родину все больше товаров производственного назначения с целью организации небольших производств у себя на родине. В подавляющем большинстве стран правительства максимально поощряют ввоз реэмигрантами средств производства: снижают или отменяют таможенные пошлины и другие барьеры, тем самым, способствуя развитию малого предпринимательства и увеличению занятости внутри страны. Поощряется также и ввоз потребительских товаров, что способствует насыщению отечественного рынка дефицитными экспортными товарами.

Еще одним положительным моментом для стран-экспортеров является то, что по возвращении эмигрантов на родину они, нередко, обладают достаточно высокой квалификацией и могут быть организаторами трудового процесса, передавать приобретенные за границей профессиональные навыки другим. Таким образом, страна получает как бы "обогащенные" трудовые ресурсы. Необходимо лишь создать возвращающимся благоприятные экономические и социальные условия для реализации их потенциала. Таким образом, выгоду от экспорта рабочей силы получает не только государственный бюджет страны, но и вся экономика в целом.

Иная ситуация складывается при миграции высококвалифицированных работников - рабочих высокой квалификации, инженерно технических работников, ученых и специалистов. Такая миграция является характерной особенностью современных процессов трудовой миграции. Поток таких мигрантов направлен главным образом в промышленно развитые страны, которые получают за счет приезда таких работников значительный экономический эффект. Страна, не затрачивая средств на подготовку такого специалиста, сразу получает отдачу от его высокоэффективного труда. По имеющимся оценкам, прибыль, получаемая в результате эксплуатации "чужих умов" превышает объем помощи, оказываемой развивающимся странам, в Канаде в 7 раз, а в Великобритании в 3 раза. С конца 80-х годов в связи с крушением социалистической системы возрос выезд высококвалифицированных специалистов из стран Восточной Европы. За счет такой "утечки умов" сокращается интеллектуальный потенциал стран-доноров рабочей силы. Они теряют все затраты, вложенные в подготовку этих кадров. Это имеет немаловажные последствия в условиях огромной роли научно-технического прогресса в развитии экономики, как всего мирового хозяйства, так и отдельных стран. Таким образом, положение стран-доноров высококвалифицированной рабочей силы ухудшается, размывается база для развития технического и экономического потенциала страны в будущем. А все потери стран-доноров в этом случае оборачиваются выигрышем для стран-реципиентов.

Процессы международной трудовой миграции - это наиболее очевидные, открытые формы проявления международного рынка труда. Но, наряду с ними, существуют и развиваются все новые и новые его формы. В частности, использование труда иностранных специалистов с помощью телекоммуникационных средств связи (без непосредственного перемещения рабочей силы через границу) и другие.

В результате развития международного рынка труда происходит все более тесное вплетение в мирохозяйственные связи тех стран, которые еще не достигли высокого уровня экономического и технического развития и участвуют в международных экономических отношениях в основном за счет экспорта рабочей силы. Одновременно происходит освоение рабочей силой этих стран современных технологий, передовых навыков труда, что способствует сглаживанию различий в квалификационном уровне населения более развитых и менее развитых стран.


.2 Основные центры международной трудовой миграции


В процессе развития международного рынка труда в сферу его деятельности вовлекались все новые и новые страны. Постепенно сложилось несколько основных центров, в которых процессы миграции рабочей силы имеют наиболее активный характер.

Западная Европа традиционно является регионом, в котором активно протекают процессы миграции. Странами, принимающими основную часть иммигрантов, являются Германия, Франция, Великобритания, Нидерланды.

По данным на 1990 г. в Германии насчитывалось 4 630 тыс. иностранных рабочих (в основном, турки, югославы, итальянцы), во Франции - около 4 млн. (в основном африканцы), в Великобритании - 1736 тыс. В конце 80-х годов проявилась новая тенденция в использовании иностранной рабочей силы в Западной Европе: ее доля уменьшилась в отраслях промышленности и строительства, но возросла в сфере услуг, в финансовых учреждениях, в торговле недвижимостью. Если первоначально центром трудовой миграции были в основном страны Западной Европы, то в 70-е годы стремительно сформировался рынок рабочей силы в районе нефтедобывающих стран Ближнего Востока. К началу 90-х годов здесь насчитывалось более 4,5 млн. трудящихся-мигрантов ( в то время, как численность местных рабочих составляла 2 млн. человек).

Удельный вес иностранной рабочей силы в общей численности рабочей силы весьма значителен. Он составляет в Объединенных Арабских Эмиратах около 97%, в Катаре - 95,6%, в Кувейте - 86,5%, в Саудовской Аравии и Бахрейне - по 40% .

Главный экспортер рабочей силы в данном регионе - Египет, здесь также работают эмигрировавшие из Ирака, Ливана, Сирии, Иордании, из Пакистана, Индии, Бангладеш.

Следует отметить, что падение цен на нефть в середине 80-х годов повлекло за собой сокращение потребности в рабочей силе в данном регионе. По оценкам западных экспертов в странах Персидского залива в начале 90-х годов безработица составляла около 3,7% трудоспособного населения. Видимо этот показатель в данном регионе будет расти, и не только в связи с неблагоприятной конъюнктурой на нефть, но и в связи с таким фактором, как быстрый рост экономически активного населения.

Некоторые арабские страны являются одновременно и экспортерами, и импортерами рабочей силы, например, Иордания, Йемен. Традиционно крупнейшим центром, притягивающим мигрантов, являются Соединенные Штаты Америки. По оценкам специалистов в 80-е годы около половины прироста населения США приходилось на иммигрантов. В настоящее время там насчитывается около 3 миллионов легальных иностранных рабочих.

Однако следует отметить, что иммиграция в эту страну традиционно носит ассимилированный характер, то есть основная часть въезжающих в страну мигрантов стремится остаться в ней. Таким образом, здесь в основном имеет место переселенческая миграция.

Вместе с тем, здесь достаточно распространено использование труда нелегальных иммигрантов. В 1986 году был принят закон, предусматривающий наказание предпринимателей, использующих нелегальную рабочую силу, в виде штрафов и других санкций, вплоть до тюремного заключения. Но удельный вес использования труда нелегальных мигрантов все равно возрастает, особенно в сельском хозяйстве, строительстве, пищевой промышленности.

Еще один центр международной миграции страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Здесь основными импортерами рабочей силы являются Бруней, Япония, Гонконг, Малайзия, Пакистан, Сингапур, Республика Корея, Тайвань.

Для этих стран характерны различные формы трудовой миграции. Во-первых, регулируемая трудовая миграция. Она характерна для Малайзии, Сингапура, Брунея, Гонконга. Во-вторых, скрытая или нелегальная миграция, которая развита в Восточной и Западной Малайзии, Гонконге, Пакистане, Тайване. В-третьих, миграция рабочей силы высокой квалификации, которая сопровождает прямые иностранные инвестиции, осуществляемые Японией, Тайванем, Гонконгом, Сингапуром, Австралией. Межстрановая миграция рабочей силы имеет место также и в Африке, и в Латинской Америке. В сферу международного рынка рабочей силы втягиваются все новые и новые страны. Миграционные потоки являются немаловажным фактором развития мирового хозяйства в целом.


ЗАКЛЮЧЕНИЯ


Нет никакого сомнения, что европейское сообщество нуждается в иммиграции. Европейцы живут все дольше и рожают все меньше детей. Сейчас в государствах ЕС и странах - кандидатах на вступление проживает 450 млн. человек. Без иммиграции к 2050 году население сократится и составит менее 400 млн. Евросоюз в этой ситуации не одинок, примерно то же происходит в Японии, России и Южной Корее - там, в будущем тоже будут пустовать рабочие места, услуги окажутся невостребованными, производство сократится, и общество окажется в состоянии застоя. Иммиграция сама по себе не решает эти проблемы, но она существенным образом может способствовать развязыванию этих узлов. Любая страна имеет право свободно решать, принимать ли ей мигрантов. Обязана она это делать лишь в том случае, если речь идет о беженцах, которые находятся под защитой международного права. В любом случае, если европейцы закроют ворота, значит, что они воспользовались неверным советом. В долгосрочной перспективе это не только ухудшит их экономическое и социальное положение. Это заставит все больше людей искать окольные пути в Европу - например, просить политического убежища и тем самым создавать перегрузку в системе, призванной помогать беженцам, которые действительно подвергаются преследованиям на родине. Другим придется обращаться за помощью к криминальным элементам, чтобы их нелегально переправили тайными и опасными тропами в Европу, на этом пути они будут рисковать здоровьем и жизнью.

Знаменательно, что бедные страны тоже извлекают пользу из миграции. Так, только в 2002 году мигранты перевели в развивающиеся страны более 88 млрд. долларов - на 54% больше, чем те 57 млрд. долларов, которые развитые государства выделяют в качестве помощи развивающимся странам. Поэтому, в конечном счете, пользу от миграции могут иметь все государства.

Созданная в декабре 2003 года комиссия по международной миграции (Global Commission on International Migration) призвана оказать содействие в разработке международных норм и эффективных мер, которые будут регулировать миграцию с учетом интересов всех сторон. Нужно обратить внимание, что комиссию возглавили такие известные личности, как Жан Карлссон из Швеции и Мамфела Рамфеле из Южной Африки. Хотя каждое государство воспринимает иммиграцию в соответствии со своей культурой и обычаями, не нужно недооценивать то обстоятельство, что уже теперь миллионы мигрантов, которые живут в Европе, сыграли большую роль в развитии местного общества. Многие из них стали видными политиками или учеными, спортсменами или деятелями искусства. Иначе говоря, иммигранты - это не проблема, а напротив, частичное решение проблем. Они не должны становиться козлами отпущения в моменты всевозможных социальных трений. Они не хотят получать подарки - они хотят интегрироваться в общество, не теряя при этом своей идентичности.

В XXI веке мигрантам нужна Европа. Но и Европе нужны иммигранты. Если Европа превратится в крепость, она станет более ограниченной и бедной, более слабой и старой. Открытая Европа, наоборот, станет справедливее и богаче, сильнее и моложе. Условие для этого - это успешная иммиграционная политика.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.Семенов К.А. Международные экономические отношения. - М.: Гардарики, 1999 г.

.Тарлецкая Л. Международная миграция и социально-экономическое развитие

.Старченков Г.И. Трудовые миграции между Востоком и Западом.

.Международная экономика: Учебник. Под ред. В.М. Тарасовича. - К.: Центр учебной литературы, 2006 - 224 с.

.Одягайло Б.М. Международная экономика: Учеб. Пособие. - К. Знание, 2006.

.Мижнородни экономические отношения. / Под ред. Л.Е. Островского М.2006