Всё для

Студента

Методы педагогического воздействия на личность

Заключение Отчета По Педагогической Практике

Содержание


Введение

. Темперамент и личность

. Психологические состояния человека

. Приемы педагогического воздействия

. Гуманизация образования

. Изучение личности обучающегося в ученических коллективах

Заключение

Список литературы


Введение


Данная работа состоит из пяти разделов.

В первом разделе освящается такая категория психологии как темперамент. Основной задачей было раскрытие сущности данного понятия, его разновидностей, пользы от знания типов темперамента практикующему психологу и обычному человеку.

Во втором разделе раскрываются психологические состояния человека. Сделана попытка выделения критериев разделения психологических состояний, приводятся основные виды этих самых состояний.

В третьем разделе перечислены основные приемы педагогического воздействия, раскрывается само содержание понятия "педагогическое воздействие".

Четвертый раздел посвящен такому актуальному направлению в современных философии и педагогике как гуманизация. Раскрывается собственно значение данного понятия, а также то, каким образом можно рассматривать сферу образования, ее сущность с точки зрения гуманизации.

В последнем разделе содержится информация об ученическом коллективе, его влиянии на развитие личности, о способах изучения личности ученика в подобном коллективе.

Актуальность данных тем задается их практичностью, возможностью использования в реальной жизни специалиста, научного работника, педагога и психолога, а также возросшим интересом к перечисленным темам. Это подтверждает и большое количество теоретических и практических исследований, часть из которых была использована в этой работе.

Большой частью в работе использовались современные исследования, источники не старее пяти лет [2; 3; 5; 7]. Большое число понятий потребовало частых обращений к словарям по педагогике и психологии [1; 4; 6].


1. Темперамент и личность


Хорошо известно, что люди отличаются друг от друга не только уровнем достижений, свойствами личности или интеллекта, но и способами выражения своих эмоций и чувств, разными способами общения и поведения, наконец, разными приемами мыслительной деятельности. Конечно, на эти различия оказывают влияние конституциональные и нейродинамические свойства человека. Квинтэссенция же этих различий заключена в темпераменте человека.

Темперамент - "закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности и поведения" [1, 67].

Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов. К биологически обусловленным структурам личности относится, прежде всего, темперамент. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.

Несмотря на то, что предпринимались неоднократные и постоянные попытки исследовать проблему темперамента, до сих пор эта проблема относится к разряду спорных и до конца не решенных проблем современной психологической науки. Сегодня существует много подходов к исследованию темперамента. Однако при всем существующем разнообразии подходов большинство исследователей признает, что темперамент - это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными.

Еще с древних времен было принято различать четыре основных типа темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический. Эти основные типы темперамента, прежде всего, различаются между собой по динамике возникновения и интенсивности эмоциональных состояний. Так, для холерического типа характерны быстро возникающие и сильные чувства, для сангвинического - быстро возникающие, но слабые чувства, для меланхолического - медленно возникающие, но сильные чувства, для флегматического - медленно возникающие и слабые чувства. Кроме этого, для холерического и сангвинического темпераментов характерны быстрота движений, общая подвижность и тенденция к сильному внешнему выражению чувств (в движениях, речи, мимике и т. д.).

Для меланхолического и флегматического темпераментов, наоборот, характерны медленность движений и слабое выражение чувств.

Типы темперамента с точки зрения бытовой психологии можно охарактеризовать следующим образом [6, 101].

Холерик - человек быстрый, иногда даже порывистый, с сильными, быстро загорающимися чувствами, ярко выражающимися в речи, мимике, жестах; нередко - вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным реакциям.

Сангвиник - человек быстрый, подвижный, дающий эмоциональный отклик на все впечатления; чувства его непосредственно выражаются во внешнем поведении, но они не сильные и легко сменяют одно другое.

Меланхолик - человек, отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностью их. Он откликается далеко не на все, но когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает свои чувства.

Флегматик - человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя. Чувства его внешне почти никак не проявляются.

Однако было бы ошибкой думать, что всех людей можно распределить по четырем основным темпераментам. Лишь немногие являются чистыми представителями этих типов; у большинства же мы наблюдаем сочетание отдельных черт одного темперамента с некоторыми чертами другого. Один и тот же человек в различных ситуациях и по отношению к разным сферам жизни и деятельности может обнаруживать черты разных темпераментов.

В настоящее время к основным свойствам темперамента принято относить следующие:

Общая психическая активность индивида, суть которой заключается в тенденции человека к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней среды. Степени активности распределяются от вялости, инертности и пассивного созерцания до высших степеней энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема.

Моторный или двигательный компонент. Тесно связан с предыдущим. Ведущую роль в нем играют качества, связанные с двигательным и речедвигательным аппаратами. Этот компонент очень нагляден, он проявляет себя в движениях, речи индивида, в частности, амплитуде его движений, темпе речи, силе, резвости движений и других моторных показателях. На их основании мы чаще всего и составляем свое первое впечатление о темпераменте человека.

Эмоциональность - следующее основное свойство темперамента, представляет собой своеобразный симптомокомплекс свойств и качеств, характеризующий особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных аффектов, чувств и настроений. В качестве основных характеристик эмоциональности выделяют впечатлительность, импульсивность и эмоциональную лабильность.

Впечатлительность выражает эмоциональную восприимчивость индивида, его чуткость к эмоциогенным воздействиям, способность найти почву для эмоциональной реакции там, где для других людей такой почвы не существует. Она в значительной мере связана с чувствительностью как сенсорной, так и эмоциональной. Поэтому у одних людей " всю кожу с сердца сдирает", а другие - "толстокожие" очень слабо реагируют на окружающее.

Импульсивность характеризует быстроту, с которой эмоция становится побудительной силой действия либо поступка без предварительного их обдумывания и сознательного решения выполнить их.

Под эмоциональной лабильностью обычно понимают скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим. От эмоциональной лабильности зависит, как быстро и сильно человек загорается и с какой быстротой он угасает.

Нередко к свойствам темперамента относят экстраверсию - интроверсию, которые связывают с силой - слабостью нервных процессов.

Реактивность. Под нею понимают уровень интенсивности реакций индивида в ответ на различные стимулы. Чем интенсивнее ответная реакция, тем выше реактивность. Индивиды с низкой реактивностью реагируют на раздражители согласно закону силы: возрастание силы раздражителя приводит к соответствующему росту интенсивности реакции. Поведение высокореактивных индивидов не подчиняется закону силы: даже при слабом раздражителе их реакция может быть значительно выше требуемой. Реактивность тем сильнее, чем выше возбудимость индивида. Установлена отрицательная связь между реактивностью и активностью индивида. Высокореактивные индивиды обычно характеризуются пониженной активностью, их деятельность мало интенсивна. Низкореактивным индивидам свойственна высокая активность.

Сенситивность как особое свойство сенсорной организации человека характеризует общий "способ чувствительности". Это означает, что cенситивность является общей, относительной устойчивой особенностью индивида. Вместе с тем, экспериментальное исследование чувствительности позволяет сделать вывод об относительной независимости абсолютной чувствительности зрительного, слухового и тактильного анализаторов. Именно поэтому индивидуальные различия между анализаторами у человека носят выраженный характер. Сами же эти различия обусловлены врожденными или наследственными особенностями морфологической организации человека. Экспериментально установлены связи между телосложением и сенситивностью. Можно полагать, что общая конституция выступает в качестве общего фактора, который объединяет все природные свойства в единое целое.


. Психологические состояния человека


Психологические состояния - "широкая психологическая категория, которая охватывает разные виды интегрированного отражения ситуации (воздействий на субъект как внутренних, так и внешних стимулов) без отчетливого осознания их предметного содержания" [4, 96].

Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом и т.д.

Психические состояния человека характеризуются целостностью, подвижностью и относительной устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и типичностью, крайним многообразием, полярностью.

Целостность психических состояний проявляется в том, что они характеризуют в определенный промежуток времени всю психическую деятельность в целом, выражают конкретное взаимоотношение всех компонентов психики.

Подвижность психических состояний заключается в их изменчивости, в наличии стадий протекания (начало, определенная динамика и конец).

Психические состояния обладают относительной устойчивостью, их динамика менее выражена, чем у психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных). При этом психические процессы, состояния и свойства, личности теснейшим образом взаимосвязаны между собой.

Психические состояния отличаются крайним многообразием и полярностью. Последнее понятие означает, что каждому психическому состоянию человека соответствует противоположное состояние (уверенность - неуверенность, активность - пассивность, фрустрация - толерантность и т.д.).

Психические состояния человека можно классифицировать по таким основаниям [5, 114]:

в зависимости от роли личности и ситуации в возникновении психических состояний - личностные и ситуативные;

в зависимости от доминирующих (ведущих) компонентов (если таковые явно выступают) - интеллектуальные, волевые, эмоциональные и т.д.;

в зависимости от степени глубины - состояния (более или менее) глубокие, либо поверхностные;

в зависимости от времени протекания - кратковременные, затяжные, длительные и т. д.;

в зависимости от влияния на личность - положительные и отрицательные, стенические, повышающие жизнедеятельность, и астенические;

в зависимости от степени осознанности - состояния более или менее осознанные;

в зависимости от причин, их вызывающих;

в зависимости от степени адекватности вызвавшей их объективной обстановки.

Можно выделить типичные положительные и отрицательные психические состояния, свойственные большинству людей как в повседневной жизни (любовь, счастье, горе и т.д.), так и в профессиональной деятельности, связанной с экстремальными (крайними, необычными) условиями. Сюда следует отнести психические состояния профессиональной пригодности, осознание значимости своей профессии, состояние радости от успехов в работе, состояние волевой активности и т.д.

Эмоции - "особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей" [4, 102].

Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний - это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.

Аффекты - это "особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает" [4, 15].

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой "состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку" [1, 96].

К понятию и состоянию стресса близко и понятие "фрустрация". Сам термин в переводе с латинского означает - обман, тщетное ожидание. Фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности.

Аномия - психологическое состояние:

характеризующееся чувством потери ориентации в жизни;

возникающее, когда индивид ставится перед необходимостью выполнения противоречащих друг другу норм.

Дезорганизация личности - состояние, при котором индивид не может эффективно функционировать из-за внутреннего замешательства, возникающего вследствие того, что он принимает противоречащие друг другу стандарты поведения и проявляет лояльность по отношению к разным группам.

Аутизм - болезненное состояние психики; уход индивида от контактов с окружающей действительностью и ориентация на мир собственных переживаний. Аутизм ведет к потере способности к пониманию окружающей действительности, к неадекватному поведению индивида в обществе. Различают ранний детский аутизм Каннера, аутическую психопатию Аспергера, органический аутизм и т.д.

Депрессия - болезненное состояние подавленности и заторможенности психической деятельности; состояние разочарования, приводящее к анемии.

Инерция включенности - психологическое состояние личности, характеризующееся неосвобожденностью сознания от чувств и мыслей, связанных с определенными прошлыми событиями или жизненными фактами.

Когнитивный диссонанс - по Л.Фестингеру - состояние, характеризующееся столкновением в сознании индивида противоречивых знаний, убеждений, поведенческих установок относительно некоторого объекта или явления. Человек стремится преодолеть когнитивный диссонанс путем изменения одного из противоречивых знаний и установления соответствия между знанием и поведенческими установками [4, 221].

Ментальный конфликт - в социальной психологии - душевный конфликт:

характеризующийся состоянием фрустрации и нерешительности;

являющийся следствием неспособности индивида к действию из-за боязни усилить неблагоприятные последствия (когда все возможные альтернативы равно нежелательны).

В основе ментального конфликта лежит несогласованность ролевых ожиданий и ценностей, значительно возрастающая в периоды резких социальных изменений.

Напряжение - эмоциональное состояние индивида или группы, характеризующееся нарушенным внутренним равновесием, тревогой, беспокойством, возбужденностью. Напряжение является:

либо результатом мобилизации всех сил индивида перед совершением значимых действий;

либо результатом фрустрации, действия противоречивых мотивов, неспособности или невозможности действовать адекватным для данной ситуации образом.

Невменяемость - психическое состояние человека, характеризующееся его неспособностью отдавать отчет в своих действиях и контролировать их вследствие хронической болезни или временного расстройства психики, слабоумия и т.д.

Пассивность - бездеятельность, безучастность к окружающему. Пассивность является следствием:

социальных и индивидуальных психических факторов;

одновременного наличия стимулов, побуждающих к противоположно направленным действиям.

Потребность - внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо. Потребности по-разному проявляются в зависимости от ситуационных факторов. Потребности различают:

по сферам деятельности: потребности труда, познания, общения, отдыха;

по объекту потребностей: материальные, духовные, этические, эстетические и др. потребности;

по функциональной роли: доминирующие/второстепенные, центральные/периферические, устойчивые/ситуативные потребности;

по субъекту потребностей: групповые, индивидуальные, коллективные, общественные.

Прострация - состояние полной физической и нервно-психической расслабленности организма, наступающее после тяжелых болезней, сильного переутомления, нервных потрясений, голодания.

Релаксация - снятие психического напряжения. Релаксация возникает как непроизвольная или произвольная реакция в результате особой работы человека над собственным психическим состоянием и связана с умением отвлечься от неприятных мыслей и эмоций путем сочетания физического и умственного расслабления.

Счастье - состояние человека, которое соответствует:

наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия;

полноте и осмысленности жизни;

осуществлению своего человеческого назначения.

Усталость - комплекс субъективных переживаний, сопутствующих развитию состояния утомления. Усталость характеризуется:

слабостью, вялостью, бессилием;

ощущением физиологического дискомфорта;

осознанием нарушений в протекании психических процессов;

потерей интереса к работе;

преобладанием мотивации на прекращение деятельности;

негативными эмоциональными реакциями.

Утомление - в психологии - состояние временного снижения функциональных возможностей человеческого организма вследствие интенсивной или длительной деятельности.

3. Приемы педагогического воздействия


Методы воздействия на личность в педагогически-воспитательных целях разнообразны. Для должного функционирования педагогического процесса нужно как минимум 6 групп методов воздействий на личность [2, 77]:

. убеждение;

. внушение и заражение, "личный пример" и подражание;

. упражнения и приручения;

. обучение;

. стимулирование (методы поощрения и наказания, соревнование);

. контроль и оценка.

Прием воздействия - совокупность средств и алгоритм по их использованию. Методы воздействия - совокупность приемов, реализующих воздействие на [7, 94]:

) потребности, интересы, склонности - т. е. источники мотивации активности, поведения человека;

) на установки, групповые нормы, самооценки людей - т. е. на те факторы, которые регулируют активность;

) на состояния, в которых человек находится (тревога, возбужденность или депрессивность и т.п.) и которые изменяют его поведение.

Например, беседа по душам, диспут, разъяснение, лекция - это примеры приемов убеждения.

Одобрение, похвала, благодарность - приемы поощрения. Убеждение- - это воздействие на разум, логику человека, предполагает систему доказательств на основе жизненных примеров, логических выводов и обобщений.

Но чаще всего педагог обращается одновременно к разуму и чувствам воспитанника, сочетая убеждение и внушение, заражая воспитанника своей убежденностью и верой в успех. Но наиболее весомо можно убедить, когда воздействует слово, чувство, дело и личный пример педагога. Эффективность методов убеждения зависит от соблюдения следующих педагогических требований:

. Высокий авторитет педагога у воспитанников (логически грамотные, убеждающие речи неуважаемого человека вызывают лишь раздражение слушателей и желание поступать наоборот, но, с другой стороны, и авторитет не поможете если в речи наблюдаются логические неточности, противоречия в рассуждениях, подтасованные примеры).

. Опора на жизненный опыт воспитанников.

. Искренность, логическая четкость, конкретность и доступность убеждения.

. Сочетание убеждения и практического приучения.

. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

) Методы воздействия на источники активности направлены на формирование новых потребностей или изменение побудительной силы имеющихся мотивов поведения. Чтобы сформировать новые потребности у человека, применяются следующие приемы и средства: вовлекают его в новую деятельность, используя желания человека воздействовать с каким-то определенным лицом. При этом, вовлекая человека в новую для него, пока еще безразличную деятельность, полезно обеспечить минимизацию усилий человека по ее выполнению - если же новая деятельность для человека слишком обременительна, то человек теряет желание и интерес к этой деятельности.

Для того чтобы изменить поведение человека, нужно изменить его желания, мотивы (хочет уже того, чего раньше хотел, либо перестал хотеть, стремиться к тому, что раньше привлекало), т. е. произвести изменения в системе иерархии мотивов. Один из приемов, который позволяет это сделать, регрессия, т. е. объединение мотивационной сферы, актуализация мотивов более низкой сферы (безопасность, выживание, пищевой мотив и пр.) осуществляется в случае неудовлетворения основных витальных потребностей человека (этот прием осуществляется и в политике, чтобы "сбить" активность многих слоев общества, создав им достаточно трудные условия для пропитания и выживания).

) Чтобы изменилось поведение человека, требуется изменить его взгляды, мнения, установки: создать новые установки или изменить актуальность существующих установок, или их разрушить. Если установки разрушены, деятельность распадается. Условия, которые этому способствуют: фактор неопределенности - чем выше уровень субъективной неопределенности, тем выше тревожность, и тогда пропадает целенаправленность деятельности. Метод создания неопределенных ситуаций позволяет ввести человека в состояние "разрушенных установок", "потери себя", и если потом показать человеку путь выхода из этой неопределенности, он будет готов воспринять эту установку и реагировать требуемым образом, особенно если будут произведены внушающие маневры: апелляция к мнению большинства, обнародование результатов общественного мнения в сочетании с вовлечением в организуемую деятельность. Таким образом, метод создания неопределенности позволяет произвести изменение целевых, смысловых установок и последующее коренное изменение его поведения и целей. Метод ориентирующих ситуаций, когда практически каждый человек какое-то время побывал в одной и той же роли, в одной и той же ситуации, испытал одинаковые требования к себе и к своей деятельности, как и все остальные люди из его окружения или группы, - это позволяет всем выработать одинаковое требуемое отношение к этой ситуации, изменить свое поведение в данной ситуации в требуемом направлении.

Требуемая социальная установка формируется у человека [7, 109]:

) если он периодически включается в соответствующую деятельность;

) многократно получает соответствующую информацию;

) если его включают в престижную, значимую для него группу, в которой эта позиция, эта установка поддерживается (например, лидеров детского движения выдвигают в актив, на престижный пост, после чего они довольно быстро усваивают требуемые администрацией установки и позиции - этот прием известен с древности и назывался "кооптация").

С целью формирования установки на требуемое отношение или оценки того или иного события, используется метод ассоциативного или эмоционального переноса: включить этот объект в один контекст с тем, что уже имеет оценку, или вызвать моральную оценку, либо определенную эмоцию по поводу этого контекста,

Для того чтобы усилить, актуализировать требуемую установку, но способную вызвать эмоциональный или моральный протест человека, часто используется прием "совмещения стереотипных фраз с тем, что хотят внедрить", поскольку стереотипные фразы снижают внимание, эмоциональное отношение человека на какой-то момент, достаточный для срабатывания требуемой установки. Для изменения эмоционального состояния и отношения человека к текущим событиям эффективен прием "воспоминания горького прошлого" (обостренно вспоминая прошлые тяготы, более положительно воспринимают настоящее и будущее, возможно, кажется более оптимистичным).


. Гуманизация образования


Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия, создание условий для свободного развития каждого человека.

Человек как самоцель развития, как критерий оценки социального прогресса представляет собой гуманистический идеал происходящих в стране преобразований. Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого должен стоять человек с его нуждами, интересами, потребностями. Поэтому гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции построения функционирования системы образования.

Гуманизация - ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом случае становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать учащемуся знания, то гуманизация выдвигает иную задачу - способствовать всеми возможными способами развитию ребенка. Гуманизация требует изменения отношений в системе "учитель - ученик" - установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечет за собой изменение методов и приемов работы учителя. Но это еще не все.

Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности. Данный социально-педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и технологии образования.

Закономерности гуманизации образования. Опираясь на выводы многочисленных психолого-педагогических исследований, сформулируем закономерности гуманизации образования [7, 119].

. Образование как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействием растущего человека со взрослыми и социальной средой. Психические явления, отмечал С.Л.Рубинштейн, возникают в процессе взаимодействия человека с миром. А.Н.Леонтьев считал, что ребенок не стоит перед окружающим миром один на один. Его отношения к миру всегда передаются через отношения других людей, он всегда включен в общение (совместную деятельность, речевое или мысленное общение).

Чтобы овладеть достижениями материальной и духовной культуры, чтобы сделать их своими потребностями, "органами своей индивидуальности", человек вступает в определенные отношения с явлениями окружающего мира через других людей. Этот процесс и является по своим функциям процессом воспитания.

. Среди гуманистических тенденций функционирования и развития системы образования можно выделить главную - ориентацию на развитие личности. Чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессионлчьное развитие личности, тем более свободным и творческим будет становиться человек.

. Образование будет удовлетворять личностные запросы, если оно согласно Л.С.Выготскому, ориентировано на "зону ближайшего развития", т.е. на психические функции, которые уже созрели у ребенка и готовы к дальнейшему развитию. Данная ориентация требует выдвижения таких целей образования, которые обеспечивали базисные качества, необязательно универсальные, но обязательно необходимые для развития личности в том или ином возрастном периоде.

. Сегодня есть реальная возможность дать человеку овладеть не только базовыми профессиональными знаниями, но и общечеловеческой культурой, на основе которой возможно развитие всех сторон личности, учет ее субъективных потребностей и объективных условий, связанных с материальной базой и кадровым потенциалом образования. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры. Этой закономерностью обусловлен культурологический подход к отбору содержания образования. В этой связи самоопределение личности в мировой культуре - стержневая линия гуманитаризации содержания образования.

. Культурологический принцип требует повышения статуса гуманитарных дисциплин, их обновления, освобождения от примитивной назидательности и схематизма, выявления их духовности и общечеловеческих ценностей. Учет культурно- исторических традиций народа, их единства с общечеловеческою культурой - важнейшее условие конструирования новых учебных планов и программ.

. Культура реализует свою функцию развития личности только в том случае, если она активизирует, побуждает человека к деятельности. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой. Деятельность личности как раз и является тем механизмом, который позволяет преобразовывать совокупность внешних влияний в новообразования личности как продукты развития. Это обусловливает особую важность реализации деятельностного подхода как стратегии гуманизации технологий обучения и воспитания. Он позволяет "обратить" педагогические задачи в "личностный смысл" деятельности личности.

. Процесс общего, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом обучения. Данная закономерность обусловливает единство реализации деятельностного и личностного подходов.

Личностный подход предполагает, что и педагоги, и учащиеся относятся к каждому человеку как к самостоятельной ценности, а не как к средству для достижения своих целей. Это связано с их готовностью воспринимать каждого человека как заведомо интересного, признавать за ним право на непохожесть на других. Личностный подход требует включения в педагогический процесс личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков).

. Принцип диалогического подхода предполагает преобразование позиции педагога и позиции учащегося в личностно-равноправные, в позиции сотрудничающих людей. Такое преобразование связано с изменением ролей и функций участников педагогического процесса. Педагог не воспитывает, не учит, а активизирует, стимулирует стремления, формирует мотивы учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения. При этом должны соблюдаться определенная последовательность, динамика: от максимальной помощи педагога учащимся в решении учебных задач на начальной стадии образования через постепенную активизацию учащихся к полной саморегуляции в обучении и появлению отношений партнерства между ними.

. В то же время саморазвитие личности зависит от степени творческой направленности образовательного процесса. Данная закономерность составляет основу принципа индивидуально-творческого подхода. Он предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Это дает возможность учащемуся испытать радость от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей. Основное назначение индивидуально-творческого подхода состоит в создании условий для самореализации личности, в выявлении (диагностике) и развитии ее творческих возможностей. Именно такой подход обеспечивает и личностный уровень овладения базовой гуманитарной культурой.

. Гуманизация образования в значительной степени связана с реализацией принципа профессионально-этической взаимоответственности. Готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы других людей неизбежно определяется степенью сформированности гуманистического образа жизни. Данный принцип требует такого уровня внутренней собранности личности, при котором человек не идет на поводу обстоятельств, складывающихся в педагогическом процессе. Личность сама может творить эти обстоятельства, вырабатывать свою стратегию, сознательно и планомерно совершенствовать себя.

Итак, интеграция знаний о сущности гуманизации образования позволила выделить основные ее закономерности и систему взаимосвязанных с ними принципов.

5. Изучение личности обучающегося в ученических коллективах


Коллектив - это любая организованная группа людей или только высокоорганизованная группа. В педагогической литературе коллективом называется объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом важных признаков [3, 66].

. Общая социально значимая цель. Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и государством.

. Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности.

. Отношения ответственной зависимости. Между членами коллектива устанавливаются отношения, отражающие единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений.

. Общий выборный руководящий орган. В коллективе устанавливаются демократические отношения.

Ученический коллектив - это "группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при равенстве всех членов в правах и обязанностях" [6, 87].

Ученический коллектив как система - это:

органичная часть более сложного объединения - воспитательного коллектива, включающего, кроме детского, и коллектив педагогов-воспитателей;

относительно автономная система, которой свойственны процессы саморегуляции, самоорганизации, самоуправления;

скоординированное единство двух структур: официальной, складывающейся под влиянием взрослых, и неофициальной, складывающейся в значительной степени в процессе межличностного общения; темперамент психологический гуманизация образование личность

- субъект деятельности по реализации единых общественно значимых целей;

субъект воспитания по отношению к личности каждого из входящих в него членов.

Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива.

Развитие творческой индивидуальности детей и подростков взаимосвязано с уровнем их самостоятельности и творческой активности внутри коллектива. Чем самостоятельнее ученик в коллективной общественнополезной деятельности, тем выше его статус в коллективе и тем выше его влияние, оказываемое на коллектив. И наоборот, чем выше его статус, тем плодотворнее влияние коллектива на развитие его самостоятельности.

Детский коллектив - основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессионалами. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т.п.), а членом других и прежде всего классного коллектива он становится в силу определенных условий. Как член общества и коллектива воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу. Он не может их игнорировать или пренебрегать ими уже потому, что хочет быть принятым коллективом, занять в нем удовлетворяющее его положение и эффективно осуществлять свою деятельность. Это вовсе не означает, что школьник пассивно должен приспосабливаться к сложившимся или складывающимся отношениям. Если он убежден в своей правоте, он должен занять активную позицию и не только высказывать свою точку зрения, противоположную мнению большинства, но и отстаивать ее перед коллективом. Таким образом, коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях подчинения, активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это должно привести к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и др.

Проявляя социальную активность, каждый воспитанник воспринимает для себя коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Благодаря педагогическому руководству коллективной жизнедеятельностью стремление утвердиться в своих глазах и глазах сверстников находит в коллективе благоприятную почву. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности.

Каким образом можно проследить за изменениями развития личности в коллективе? В первую очередь через внешнюю оценку положения этого ученика в коллективе, через опросы сверстников о его роли, положении, авторитете. В этом деле большое значение имеет метод социометрии, где можно получить достаточно большой объем информации о взаимоотношениях в группах, например, такой, какой является ученический коллектив.

Помимо этого коллектив позволяет педагогу самостоятельно варьировать позиционный состав группы, назначая на ту или иную позицию того или иного ученика. Это позволяет посмотреть, как конкретная личность справляется с определенными требованиями позиционного поведения.


Заключение


В данной работе был представлен результат аналитического обзора литературы по пяти разделам.

В первом разделе рассматривался темперамент как одна из категорий психологии. Темперамент - "закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности и поведения".

Еще с древних времен было принято различать четыре основных типа темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический. Эти основные типы темперамента прежде всего различаются между собой по динамике возникновения и интенсивности эмоциональных состояний. Так, для холерического типа характерны быстро возникающие и сильные чувства, для сангвинического - быстро возникающие, но слабые чувства, для меланхолического - медленно возникающие, но сильные чувства, для флегматического - медленно возникающие и слабые чувства. Кроме этого, для холерического и сангвинического темпераментов характерны быстрота движений, общая подвижность и тенденция к сильному внешнему выражению чувств (в движениях, речи, мимике и т. д.).

Для меланхолического и флегматического темпераментов, наоборот, характерны медленность движений и слабое выражение чувств.

Во втором разделе раскрываются известные психологические состояния человека. Психологические состояния - широкая психологическая категория, которая охватывает разные виды интегрированного отражения ситуации (воздействий на субъект как внутренних, так и внешних стимулов) без отчетливого осознания их предметного содержания.

Психические состояния человека можно классифицировать по таким основаниям:

в зависимости от роли личности и ситуации в возникновении психических состояний - личностные и ситуативные;

в зависимости от доминирующих (ведущих) компонентов (если таковые явно выступают) - интеллектуальные, волевые, эмоциональные и т.д.;

в зависимости от степени глубины - состояния (более или менее) глубокие, либо поверхностные;

в зависимости от времени протекания - кратковременные, затяжные, длительные и т. д.;

в зависимости от влияния на личность - положительные и отрицательные, стенические, повышающие жизнедеятельность, и астенические;

в зависимости от степени осознанности - состояния более или менее осознанные;

в зависимости от причин, их вызывающих;

в зависимости от степени адекватности вызвавшей их объективной обстановки.

В третьем разделе рассматривались основные методы педагогического воздействия на личность.

Методы воздействия на личность в педагогически-воспитательных целях разнообразны. Для должного функционирования педагогического процесса нужно как минимум 6 групп методов воздействий на личность:

. убеждение;

. внушение и заражение, "личный пример" и подражание;

. упражнения и приручения;

. обучение;

. стимулирование (методы поощрения и наказания, соревнование);

. контроль и оценка.

Прием воздействия - совокупность средств и алгоритм по их использованию. Методы воздействия - совокупность приемов, реализующих воздействие на: 1) потребности, интересы, склонности - т. е. источники мотивации активности, поведения человека; 2) на установки, групповые нормы, самооценки людей - т. е. на те факторы, которые регулируют активность; 3) на состояния, в которых человек находится (тревога, возбужденность или депрессивность и т.п.) и которые изменяют его поведение.

В четвертом разделе рассматривалась гуманизация как одно из основных направлений развития современного образования.

Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности. Данный социально-педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и технологии образования.

В пятом разделе рассматривались особенности функционирования ученических коллективов и их влияние на развитие личности.

В педагогической литературе коллективом называется объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом важных признаков.

. Общая социально значимая цель. Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и государством.

. Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности.

. Отношения ответственной зависимости. Между членами коллектива устанавливаются отношения, отражающие единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений.

. Общий выборный руководящий орган. В коллективе устанавливаются демократические отношения.

Ученический коллектив - это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при равенстве всех членов в правах и обязанностях.

Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива.


Список литературы


1.Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. - М., 2002.

2.Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика. - М.: Академия, 2008 - 224 с.

.Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: "ВЛАДОС". В 2 кн.: Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 2003. - 576 с.

.Психологический словарь / под ред. Кондакова И.М. - М., 2000.

.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М., 2006.

.Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В.В. Давыдова. - М., 2004.

.Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2005. - 576 с.