Всё для

Студента

Роль воображения в психическом развитии ребенка

Введение


Постоянные изменения в обществе вследствие социально-экономических преобразований диктуют необходимость формирования творческой активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед психологами и педагогами встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Как показывают исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцовой, С.Л. Рубинштейна, Г.А. Урунтаевой неотъемлемым компонентом любой творческой деятельности является воображение.

Актуальность изучения процесса воображения и его роли в общем развитии психики и других функций обусловлена большой значимостью воображения как важного инструмента мышления - в частности, анализа, синтеза и абстрагирования.

Проблема воображения - одна из наименее четко определенных в психологии. Хотя в последние годы заметно возрос интерес к связанным с нею вопросам, в трактовке воображения мы сталкиваемся как с полным отрицанием его специфики и отождествлением с другими функциями (например, образным мышлением), так и с признанием его самостоятельной деятельностью продуктивно-творческого, конструктивного характера. Существование полярных точек зрения относительно одного и того же процесса свидетельствует о недостаточной изученности феномена воображения. Практически, сегодня психологи могут сказать очень немногое о его природе, механизмах, возможностях формирования и его связях с другими функциями.

Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс, по мнению Л.С Выготского, является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом.

На современном этапе слабо изучена категория детей с нарушением зрения, что значительно затрудняет процесс коррекции и развития. А поскольку знания о закономерностях развития и коррекции высших психических функций позволит строить эти процессы более эффективно, имеет смысл исследовать данную проблему с целью дальнейшего использования полученных данных в практике. В соответствие с данным противоречием нами была выбрана тема исследования, целью которого является определение роли воображения в психическом развитии ребенка.

Цель исследования - определить роль воображения в психическом развитии ребенка.

Объект - творческое воображение детей дошкольного возраста.

Предмет - психологические особенности творческого воображения детей 6-7 лет, развивающихся в норме, и с нарушением зрения.

В соответствии с целью выдвинуты следующие задачи:

·изучить современное состояние проблемы творческого воображения в психологических исследованиях.

·определить особенности творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Методологические основы:

-теоретические принципы и положения о развитии воображения и творчества (О.М. Дьяченко, В.В. Давыдов, Е.Е. Кравцова, В.Т. Кудрявцев);

теория развития психических процессов в деятельности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн);

основополагающие законы и принципы диалектического материализма (закон перехода количественных изменений в качественные, единства борьбы противоположностей, принцип деятельностного, дифференцированного и индивидуального подхода в обучении и воспитании, принцип развития и др.);

концептуальные положения о развитии высших психических функций, сензитивных периодах развития, отражённых в работах Л.С. Выготского;

положение об игре как ведущем виде деятельности дошкольника (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, О.М. Дьяченко, В.В. Давыдов, Е.Е. Кравцова, Т.В. Лаврентьева, Д.Б. Эльконин);

положение о взаимосвязи воображения с психическими процессами (Л.С. Выготский, Э.В. Ильенков и др.);

Методы исследования:

1.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2.Констатирующий эксперимент.

.Количественный и качественный анализ полученных данных.

Исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад №111» г. Чебоксары. Исследованием было охвачено 20 детей 6-7 лет, были использованы психодиагностические методики «Дорисовывание фигур» (автор О.М. Дьяченко), «Нарисуй что-нибудь», предложенная в пособии Р.С. Немова.

Глава 1. Современное состояние проблемы творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста


.1 Исследования творческого воображения в отечественной и зарубежной психологии


Большое внимание в психолого-педагогической литературе уделяется процессу воображения. Так, в отечественной и зарубежной психологии данному вопросу посвящены труды Л.С. Выготского [3], Е. И. Игнатьева [11], О.М. Дьяченко [9], С.Л. Рубинштейна [26], Д.Б. Эльконина [25], Л.С. Пиаже [21], З. Фрейда [26], Т. Рибо [8] и др.

По мнению Л.С. Выготского, всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий, будет принадлежать к творческой деятельности. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и создающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку он воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающем его и видоизменяющем свое настоящее.

А. Л. Галин [5], Р.С. Немов [23] эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, называют воображением. Обычно под воображением имеется в виду все то, что нереально, что не соответствует действительности. Л. С. Выготский, Э.В. Ильенков [12] , С. Л. Рубинштейн [26] считают, что воображение - основа всякой творческой деятельности, которое одинаково проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.

Т. Рибо [20] подчеркивает, что всякое изобретение, крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, объединено только воображением - постройкой, возведенной в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений. Воображение порождает замысел, т.е. представление о будущем творении. И когда человек приступает к любой работе, он «видит» цель своей деятельности, ее результат. Даже самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Если же человек занимается творческой работой, то он должен вообразить то, что никто, и в том числе он сам, еще не делал и, следовательно, не видел и не слышал. Воображение порождает «образ» того, что лишь будет создано в процессе творческой работы.

В литературе имеются самые разные определения воображения. Так Л.С. Выготский [4] отмечает, что «воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, принесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый, ранее не существовавший образ, составляет, как известно самую основу той деятельности, которую мы называем воображением».

О создании новых образов упоминает в своем определении и А.В. Петровский [8], характеризуя творческое воображение как процесс, предполагающий самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

Э.В. Ильенков [12] в своем определении творческого воображения указывает, что новые, оригинальные образы являются результатом процесса манипулирования различным образом.

Ю.А. Афонькина и Г.А. Урунтаева [29] несколько иначе рассматривают термин творческого воображения, полагая, что оно заключается в понимании и применении ребенка приемов выразительности, таких как гипербола, метафора, при создании какого-либо образа.

В.А. Аверин считает, что пусковым механизмом творческого воображения служат сильные эмоции, а само творческое воображение есть изживание гнетущих эмоций, возникших в конфликте, до тех пор, пока не будет достигнут терпимый для личности уровень.

По мнению С. Л. Рубинштейна [26], воображение связано с нашей способностью, и необходимостью творить новое. Воображение - это отлет от прошлого опыта, преобразование данного, осуществляемое в образной форме.

По мнению Е. И. Игнатьева [11], «основной признак процесса воображения в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления».

З.Фрейд [27] рассматривал воображение как первичную, изначальную форму детского сознания. Принцип удовольствий, который господствует в раннем детстве, находит отражение в функциях и речах ребенка. Согласно З.Фрейду сознание ребенка до определенного возраста свободно от реальности и только обслуживает его желания и чувственные тенденции. Ту же позицию продолжает развивать Ж.Пиаже [27]. Исходной точкой развития ребенка, по Ж.Пиаже, является мышление или воображение. Детский эгоцентризм есть переходная ступень от воображения к реалистическому мышлению. Чем младше ребенок, тем более его мысль направлена на воображаемое удовлетворение его желаний. Лишь в более позднем возрасте ребенок начинает учитывать реальность и приспосабливаться к ней.

В «Философской энциклопедии» воображение определяют как психическую деятельность, заключающуюся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности.

По мнению А.В.Морозова [21], воображение есть процесс создания новых образов в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного материала. Природу воображения составляет синтез, единство логического и чувственного.

Дж. Гилфорд, Г. Линдсей, С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский [20] указывают, что воображение - это психический процесс, в котором отражение действительности происходит в специфической форме - объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений, идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний приобретенных в процессе речевого общения. Когда речь идет об объективно новом, то имеется в виду, что данный продукт воображения вообще впервые создается в обществе. Когда же речь идет о субъективно новом, то это значит, что созданный продукт обладает новизной только лишь для самого создателя, в то время как в обществе он уже известен.

По словам А.В. Петровского [20], воображение представляет собой аналитико-синтетическая деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно поставленной цели либо чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент. Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение, т.е. требуется опережающее практическое действие отражения, которое происходит в конкретно-образной форме, как результат оперирования образами.

По классификации А.В. Морозова [21], основными функциями воображения являются:

1.Представление действительности в образах.

2.Регулирование эмоциональных состояний.

.Участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека.

.Формирование внутреннего плана действий.

.Планирование и программирование деятельности.

.Преображение действительности; если основной функцией памяти является сохранения опыта человека, то одно из функций воображения - преобразование опыта для построения образов будущего.

Существуют несколько классификаций видов воображения, каждый из которых имеет в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения. А.В. Петровский и С.Л. Рубинштейн [26] выделяют:

. По признаку активности различают:

·Активное воображение - воображение, образы которого рождаются и изменяются с участием воли человека. Пользуясь этим видом воображения, человек сознательно ставит перед собой задачу придумать что - либо и далее выполняет её. Правда, человек, включаясь в процесс активного воображения, заранее не имеет точного представления о том, что он в конечном счёте вообразит или придумает: образ его фантазии рождается в ходе и в результате соответствующего процесса, и в деталях не известен его творцу до тех пор, пока этот образ им самим не будет сотворён. Более того, творящий его человек не знает заранее о том, где и на чём остановится его творческий процесс. Так работают, например, писатели, художники, инженеры, учёные, представители других творческих профессий. Активным этот вид воображения называется потому, что в любой момент времени, создавая соответствующий образ, человек может внести нечто новое, остановиться, то есть он в состоянии управлять данным процессом или прекратить его по своей воле.

·Пассивное - это воображение, в котором образы рождаются и изменяются спонтанно, без участия воли человека. Он в данном случае не в состоянии контролировать ни начало, ни течение, ни окончание соответствующего процесса. Примерами пассивного воображения являются галлюцинации и сновидения.

2. В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображение бывает воссоздающим и творческим.

·Продуктивным (творческим) воображение называют создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Продукты такого воображения обычно ни на что не похожи или очень мало похожи на то, что уже известно. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, но ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.

·Репродуктивное (воссоздающее) - это воображение, в продуктах которого имеется немало уже известного, хотя есть и отдельные элементы нового. Таким, например, является воображения начинающего поэта, писателя, инженера, художника, которые поначалу создают свои творения по известным образам и мотивам, обучаясь профессиональному мастерству. Безусловно, и в продуктах их фантазии можно отыскать немало такого, что они придумали сами, но в целом эти продукты всё же напоминают нечто, кем - либо уже сделанное (сотворённое).

Е. О. Гарлицких, А. Грин, В.Т. Кудрявцев, С. Л. Рубинштейн [18] отмечают, что образы творческого воображения создаются посредством различных приемов, методов. Преобразование материала в воображении подчиняется определенным законам, выражающим его особенность. Для воображения характерны определенные процессы, которые включают элементы наглядности. Так, операцией обобщения при создании образа воображения выступает операция типизации.

Е. О. Гарлицких, А. Грин, С. Л. Рубинштейн [18] выделяют следующие процессы:

·Типизация как специфическое обобщение состоит в создании сложного, целостного образа, носящего синтетический характер. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача и т.д.

·Комбинирование - прием воображения, представляющий собой подбор и соединение определенных черт предметов или явлений. Комбинирование это не простое механическое сочетание исходных элементов, а объединение их по конкретной логической схеме. Основой для комбинирования является опыт человека.

·Акцентирование, подчеркивание определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличение или преуменьшение. Классическим примером является шарж, карикатура.

·Определенное значение в деятельности воображения имеет и прием реконструкции, когда по части, признаку, свойству «примысливается» целостная структура образа.

·Агглютинация, т.е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек - зверь или человек - птица.

·Гиперболизация - это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. (Пример: мальчик с пальчик).

·Прием уподобления, который в форме аллегорий, символов играет значительную роль в эстетическом творчестве. В научном познании прием уподобления тоже важен: он позволяет конструировать схемы, репрезентировать те или иные процедуры (моделирование, схематизация и т.д.).

·Прием расчленения заключается в том, что новое получается в результате разъединения частей объектов.

·Прием замещения - это замена одних элементов другими.

·Прием аналогии. Его сущность - в создании нового по аналогии (сходству) с известным.

Определяя особенность воображения, связанную с названными приемами действительности многие исследователи такие как А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский подчеркивают, что все они, так или иначе, протекают не только в абстракции, но и в форме чувственности. В основе этих процессов лежат мыслительные операции, но формой всех превращений здесь выступает именно чувственность.

Конечный источник операций воображения - предметно-практическая деятельность, служащая фундаментом для преобразования и оформления содержания образов воображения. Следовательно, основой для воображения являются чувственные образы, но их преобразование осуществляется в логической форме.

Базой воображения, указывают А.В. Брушлинский [2], А.Л. Галин, Е. О. Гарлицких, А. Грин [5], Т. Рибо [8], всегда являются восприятия, предоставляющие материал, из которого будет строиться новое. Затем идет процесс переработки этого материала - комбинирование и перекомбинирование. Составными частями этого процесса являются диссоциации (анализ) и ассоциации (синтез) воспринятого.

На этом деятельность творческого воображения не заканчивается. Полный круг будет завершен тогда, когда воображение воплощается или кристаллизуется во внешних образах. Будучи воплощено вовне, принявшие материальное воплощение, это, «кристаллизованное» воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Такое воображение становится действительностью.

Воображение, как уже об этом говорилось, тесно связано с творчеством. И как ни странно, эта зависимость обратная, т.е. именно воображение формируется в процессе творческой деятельности, а не наоборот. Специализация различных видов воображения является результатом развития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует столько специфических видов воображения, сколько имеется видов человеческой деятельности - конструктивное, техническое, научное, художественное, музыкальное и так далее. Но, конечно, все эти виды составляют разновидность высшего уровня - творческого воображения.

А.В. Петровский и С.Л. Рубинштейн [26] выделяют и другие виды воображения: сновидения, галлюцинации, грезы и мечты.

Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многих жизненно-важных потребностей, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.

Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они, являясь результатом тех или иных нарушений психики или работы организма, сопровождают многие болезненные состояния.

Грезы, в отличие от галлюцинаций, - это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием.

Мечтой называют форму особой внутренней деятельности, заключающуюся в создании образа того, что человек желал бы осуществить. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности и для большинства людей являются приятными думами о будущем, хотя у некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства и агрессивности. Процесс воображения редко сразу же реализуется в практических действиях человека, поэтому мечта - важное условие претворения в жизнь творческих сил человека.

Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу отечественных и зарубежных авторов, мы можем сделать следующие выводы:

  • проблема изучения творческого воображения, не смотря не значительные исследования зарубежных и отечественных психологов, остается достаточно актуальной;
  • воображение - высший психический процесс аналитико-синтетической деятельности, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно поставленной цели, чувств, переживаний, связано со способностью и необходимостью творить новое, отлет от прошлого опыта, преобразование данного, осуществляемое в образной форме;
  • творческое воображение - это процесс преобразования впечатлений и манипулирования образами, наглядными впечатлениями, универсальный психический процесс, входящий в состав любого вида деятельности человека в той мере, в какой она требует творчества. Оно вплетается практически во все познавательные процессы и во многом зависит от потребностей и желаний личности, ее мотивов;
  • целью творческого воображения является создание новых образов;
  • деятельность воображения осуществляется с помощью механизмов: агглютинация, акцентирование, гиперболизация, реконструкция, схематизация, типизация;
  • продукт творческого воображения не всегда может быть материализован и в продукте ярко проявляются эмоциональные впечатления;
  • в литературе выделяются разные виды воображения в зависимости от признака активности и в зависимости от самостоятельности и оригинальности образов; определены приемы и способы преобразования имеющихся образов.

Особенности развития творческого воображения особенно важно изучать у детей дошкольного возраста. Специфику развития данного процесса рассмотрим в следующем параграфе.

1.2 Особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста, развивающихся в норме и с нарушением зрения


На современном этапе развития психологии определена сущность воображения, накоплен богатый материал о факторах, условиях развития воображения в онтогенезе (Л.С. Выготский, А.Я. Дудецкий [6], О.М. Дьяченко [10], Г.Д. Кириллова [13], Е.Е. Кравцова, Н.Н. Палагина [8], С.Л. Рубинштейн [26], Т. Рибо [9] и др.), о механизмах воображения (В.В. Давыдов, А.Я. Дудецкий [7], Э.В. Ильенков [12], Л.С. Коршунова [14], Е.Е. Кравцова, А.В. Петровский), о видах воображения (Л.С. Выготский [4] , О.М. Дьяченко [9], А.В. Запорожец [25], Ж. Пиаже, Т. Рибо [9]), выявлена связь воображения с игровой деятельностью ребенка (Е.М. Гаспарова, Н.А. Короткова, А.Н. Леонтьев, Н.Я. Михайленко, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин [25]).

А. Я. Дудецким, Е. А. Юлустиной [7] и др. установлено, что творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.

О.М. Дьяченко, Е. О. Гарлицких, А.И. Кириллова [8] отмечали, что все психологи, изучавшие творческое воображение ребенка, признавали его существенную роль в познавательном развитии. Однако зарубежные исследователи, В. Штерн и Д. Дьюи [21] рассматривали творческого воображения дошкольника как изначально заданную способность, полагая, что детское воображение является ярким и оригинальным по сравнению с воображением взрослого, то есть воображение ребенка более творческое, чем воображение взрослого. На несостоятельность подобной точки зрения указывали в своих трудах Л.С. Выготский [4], В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко [10], Э.В. Ильенков, Е.Е. Кравцова, В.С. Мухина . Так, например, В.С. Мухина считала, что воображение ребенка во многих отношениях беднее, чем воображение взрослого, так как у детей более ограниченный жизненный опыт и, следовательно, меньше материала для воображения также менее разнообразны и комбинации образов, которые строит ребенок. О.М. Дьяченко [9] отмечала, что при получении задания сочинить, придумать что-нибудь интересное многие дети терялись и отказывались это сделать или выполняли задание традиционно и неинтересно. Только очень немногие дошкольники могли выполнить задание творчески.

Опыт ребенка, отмечает Л.С.Коршунова [14], складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого. Еще И.В. Гете [21] говорил, что воображение у ребенка беднее, чем у взрослого, но дитя больше живет в фантастическом, нежели в реальном мире. Так же интересы ребенка проще, элементарнее, беднее, наконец, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение.

Л.С. Выготский [4] доказал, что воображение ребёнка развивается постепенно, по мере приобретения им определённого опыта. Все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Французский психолог Т. Рибо [9] представил основной закон развития воображения в трех стадиях:

·детство и отрочество - господство фантазии, игр, сказок, вымысла;

·юность - сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»;

·зрелость - подчинение воображения уму интеллекту.

Л.С. Выготским выделены этапы развития воображения у детей дошкольного возраста. До 3-х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.

В 4-5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

В 6-7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества. Л.С. Выготский [4] в развитии творческого воображения в дошкольном возрасте предлагает представить как движение от предметной ситуации к возникновению у детей особой позиции.

О.М. Дьяченко [9] выделяет следующие этапы развития воображения:

Первый этап в развитии воображения можно отнести к 2,5-3 годам. Здесь специфической особенностью использования образа при порождении идеи воображаемого продукта является построение этого образа действием «опредмечивания». Отдельные впечатления от действительности достраиваются до некоторого предметного целого, причем занимают в этом целом центральное положение. Поскольку опыт детей этого возраста чрезвычайно вариативен, их образы могут отличаться значительной оригинальностью.

Второй этап в развитии воображения - возраст 4-5 лет. Частично с общей направленностью детей этого возраста, частично с особенностями педагогических воздействий связано то, что уровень творческого воображения в этом возрасте снижается. Это было выявлено в исследовании Е.М. Гаспаровой [25], которая указывает на трудность возникновения мнимой ситуации.

Познавательное воображение ребёнка связано с бурным развитием в этом возрасте ролевой игры, рисования, конструирования. Но оно носит при этом без специального руководства в основном воспроизводящий характер, так как ребёнок 4-5 лет нацелен на следование образцам.

К 4-5 годам в процесс воображения включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым. Ребёнок планирует один шаг своих действий, выполняет их, видит результат и затем планирует следующий шаг. Возможность ступенчатого планирования приводит детей к возможности направленного словесного творчества, когда ребёнок сочиняет сказку. творческий воображение дошкольный зрение

Третий этап в развитии воображения дошкольника - возраст 6-7 лет. В этом возрасте ребёнок уже усваивает новые образцы поведения и деятельностей и получает свободу в оперировании ими. Творчество ребёнка в этом возрасте часто носит проективный характер, символизирует устойчивые переживания. Так же здесь впервые появляется целостное планирование: ребёнок может уже до начала действий построить план их выполнения и последовательно реализовать его.

Л.С. Выготский отмечает, что уже в самом раннем возрасте можно отметить у детей творческие процессы, которые лучше всего выражаются в играх детей. Конечно, в своих играх они воспроизводят многое из того, что они видели. Игра ребёнка не есть просто воспоминание о пережитом, а является творческой переработкой пережитых впечатлений, комбинирование их, построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребёнка.

А.Я. Дудецкий [6] утверждает, что творческое воображение начинает формироваться в границах воссоздающего воображения. В процессе образного воссоздания, совершаемого ребенком под воздействием речи говорящего, начинают вкрапливаться элементы собственного творчества. По мере того так ребенок все больше и больше будет упражняться в действиях такого рода, элементы его самостоятельного творчества будут, естественно, увеличиваться и усложняться. Наступает, наконец, момент, когда ребенок попытается сам, без помощи взрослого, придумать задачу, стихотворение, сказку и тому подобное. Пробы такого рода следует считать показателем становления творческого воображения ребенка. Последующие упражнения разовьют его. Стремление к самостоятельному творчеству появляется у детей в возрасте 5-6 лет.

О.В. Боровик [1], В.П. Глухов, М.М. Нудельман [24] и др. подчеркивают, что особое значение приобретает исследование процесса воображения у детей при наличии тех или иных отклонений в развитии.

Особенности творческого воображения у детей с нарушениями развития изучались О. Боровиком [1], В.П. Глуховым [23], Т.В. Егоровой, Л.В. Кузнецовой, Е.А. Медведевой, И.Н. Палагиной, Н.А. Цыпиной, Ж.И. Шиф [19] и др.

Влияние изобразительной деятельности и игры на развитие творческого воображения у детей с особенностями развития изучали: Г.А. Власова, Н.М. Домарева, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, У.В. Ульенкова [19].

Изучению влияния психических нарушений на развитие человека и характера этого влияния посвящены работы Р.М. Боскис, О.В. Боровика [1], А.П. Гозовой, А.И. Дьячкова, Д.М. Маянца, М.М. Нудельмана [24], М.Ю. Рау, Е.Г. Речицкой, Т.В. Розановой, И.М. Соловьева, Ю.А. Трухановой [19] и других. Между тем, исследование творческого воображения у детей с особыми возможностями здоровья вызывает особый интерес, так как первичный эффект и вторично возникающее своеобразие в развитии создают определенные трудности в приобретении жизненного опыта, в развитии познавательных процессов.

Уровень творческого воображения зависит от объема информации, от богатства опыта. Зачастую ограниченность общения с взрослыми и сверстниками мешает приобретению необходимого объема информации, приемов, способов реконструкции. У детей с нарушениями специфические особенности воображения обусловлены замедленным формированием речи, в частности своеобразным развитием значения слов, отставанием в развитии сюжетно-ролевой игры и мышления.

В своих исследованиях М.М. Нудельман [24] выявила, что дети с нарушениями склонны к упрощенному, схематичному изображению объектов, невысока оригинальность их творческих работ, много стереотипных, шаблонных композиций, затруднено формирование новых образов.

По словам А.Г. Литвака [19], воображение - это своеобразная форма отражения действительности, в которой на основе представлений конструируются образы объектов, до того никогда не воспринимавшихся. Воображение имеет для слепых такое же значение, как и для нормально видящих: преобразуя имеющиеся представления и понятия, оно расширяет сферу познания, создает возможность предвидеть результаты деятельности, способствует развитию мышления, воли, эмоциональной сферы, оказывает существенное влияние на формирование личности.

Отличаясь от представлений по своим функциям (образы памяти воспроизводят, а образы воображения реконструируют прошлый опыт), воображение теснейшим образом с ними связано. Ни один даже самый фантастический образ воображения не может быть создан без опоры на представления, а в конечном счете без опоры на объективную реальность. По мнению С.Л. Рубинштейна [26], отправной точкой для преобразований, осуществляемых воображением, служит опыт. Поэтому, чем шире, разнообразнее опыт человека, тем - при прочих равных условиях - богаче будет и его воображение. Отсюда становится ясным, что узость круга, фрагментарность, недостаточная обобщенность и другие недостатки образов не могут не сказаться на уровне развития способности к воображению.

В тифлопсихологии конца XIX - начала XX вв. существовали две диаметрально противоположные точки зрения на воображение слепых.

Представители ассоциативной психологии (Г.П. Недлер, К. Краузе [19]) утверждали, что сужение сферы чувственного познания ограничивает возможности комбинирования и создания новых образов, образов воображения, особенно творческого. Утверждая зависимость воображения от ощущений, тифлопсихологи данного направления не видели его тесной связи с мышлением, речью, позволяющими в значительной мере восполнить пробелы чувственного отражения, и разрывали единство чувственного и понятийного.

В противовес тифлопсихологам и педагогам, придерживавшимся сенсуалистического направления, А.А. Крогиус, А.М. Щербина [19] и другие авторы развивали идеалистическую концепцию преимущественного развития психики при слепоте, утверждая, что выпадение функции зрения способствует развитию и богатству внутренней жизни. Будучи отгорожен от внешнего мира, слепой, по их мнению, создает с помощью мышления и воображения свой внутренний мир, а это способствует развитию высших психических процессов. Воображение слепых характеризуется упомянутыми авторами как более живое, чем у зрячих, слепым приписывается высокое развитие творчески-музыкального и математического воображения и т.п. Аналогичный взгляд на творческие возможности слепых, как ничем не ограниченные и являющиеся проявлением внутренних сил, была широко распространена среда людей, очень далеких от научной психологии. Например, В. Гюго [19] писал об ослепшем поэте Араго: Когда гаснет телесное око, загорается око ума.

Приведенные взгляды, несмотря на их противоположность, имеют много общего, так как и в первом и во втором случае разрывается единство чувственного и логического.

Только диалектико-материалистический подход, рассматривающий процесс психического отражения как единство чувственного и логического, может объективно вскрыть особенности воображения при слепоте.

По мнению А.Г. Литвака [19], сужение сферы чувственного познания за счет полного или частичного выпадения функций зрения обедняет восприятие и представления, ограничивает возможности комбинирования и реконструкции образов в воображении. Бедность воображения слепых можно наблюдать на самом низшем уровне его проявления - при непроизвольной трансформации образов в сновидениях. Психологи, изучавшие сновидения слепых (Герман, Джестроу, Челпанов), отмечают их зависимость от времени нарушения зрения и указывают, что наиболее яркие сновидения имеют место у лиц, ослепших в зрелом возрасте. Сновидения же ослепших в детстве бедны образами, туманны и лишены зрительных элементов.

В непроизвольных формах воображения при внезапной слепоте или резком снижении зрения в зрелом возрасте может иметь место их интенсификация. Она проявляется в наплыве зрительных сновидений, носящих яркую эмоциональную окраску или в возникновении зрительных иллюзий и функциональных галлюцинаций. В психологии это явление получило название "синдром Шарля Боне". Считается, что данное явление представляет собой непроизвольную форму компенсации сокращения зрительной стимуляции. Вообще, воображение имеет тенденцию активизироваться в условиях неопределенности, при недостатке информации. Слепоту и слабовидение можно рассматривать как частный клинический случай депривации, при которой недостаток внешней информации частично возмещается за счет активизации деятельности воображения. Однако это явление имеет место только у поздно ослепших и только в области непроизвольного воображения.

Одной из важнейших предпосылок развития воображения является разнообразие и богатство запаса образов памяти, так как именно представления являются объектом трансформации в образные комплексы воображения. Процесс трансформации, комбинирования прежнего опыта составляет сущность фантазии человека. Отсюда следует, что другим, не менее важным условием развития воображения является формирование операционально-комбинаторных механизмов этого процесса.

Как уже отмечалось А.Г. Литваком [19], качественные и количественные изменения образов памяти при слепоте и слабовидении существенно затрудняют процесс их включения в комбинаторную сферу воображения и тем самым препятствуют развитию механизмов трансформации представлений. Таким образом, развитие воображения слепых и слабовидящих замедляется как за счет обеднения чувственного опыта, так и трудностей в формировании операциональных механизмов. Несмотря на ограниченные возможности, воображение слепых широко используется в процессах деятельности и в ряде случаев восполняет недостатки восприятия и бедность чувственного опыта, выполняя компенсаторные функции.

Особо важная роль в компенсации дефектов зрения и обусловленных ими пробелов в чувственном познании принадлежит воссоздающему воображению. При его помощи слепые на основе словесных описаний и имеющихся зрительных, осязательных, слуховых и других образов формируют образы объектов, недоступных для непосредственного отражения; обследуя макеты, модели, рельефные изображения недоступных для осязательного или нарушенного зрительного восприятия объектов, они в своем воображении трансформируют возникающие образы, в результате чего адекватно представляют реально существующие, но не воспринимавшиеся ими непосредственно в натуральном виде предметы. Особенно отчетливо комбинирующая деятельность воображения проявляется у ослепших, которые на основе сохранившихся зрительных представлений создают новые яркие образы воображения. Наличие же остаточного зрения еще больше расширяет возможности слепых в этом виде психической деятельности. А.Г. Литвак полагает, что при прочих равных условиях (возраст, развитие мышления, чувственный опыт и т.д.) сила воображения будет находиться в прямой зависимости от состояния зрительных функций.

Развитие воссоздающего воображения у слепых является важной задачей учителя. Целенаправленное, управляемое педагогом воспитание воображения необходимо не только потому, что оно заполняет пробелы в чувственных знаниях, но и потому, что воображение, опирающееся на недостаточные по полноте и осмысленности представления, может уводить слепого в сторону от реальной жизни. Особенно часто это наблюдается при пассивном воображении, к которому в силу своего малоподвижного образа жизни, недостаточно активного включения в деятельность (игровую, трудовую. учебную) склонны слепые. Воображение, не регулируемое волей и сознанием, создает нереальные фантастические образы. С. Геллер писал, что эти образы фантазии, являющиеся для его (слепого) развития бесполезными, для характера вредными, а для жизненного успеха гибельными, слепой оценивает часто как свое высшее духовное состояние, так как они приносят ему самоуверенность и уводят от суровой действительности, питая и поддерживая его жизнь, полную грез. Результатом этого являются мечтательность и мнительность, которые ведут его к деморализации и отчуждению от реального мира.

Исследование М.Г. Морозовой [19] показало, что слепые в своих мечтах часто видят себя летчиками, капитанами, актрисами, археологами и т.д. Подобный отрыв от реальности превращает мечту из стимула деятельности в пустую мечтательность и отрицательно влияет на развитие личности. Поэтому для правильного развития способности мечтать необходимо, чтобы человек с дефектом зрения глубоко осознал свой недостаток, оценил свои возможности, познакомился со сферой их применения. И в этом ему должен помочь педагог. Только тесно связанная с жизнью мечта будет активизировать деятельность человека, потерявшего зрение, поможет ему занять соответствующее место в жизни.

Творческое воображение слепых, как отмечает А.Г. Литвак [19], из-за отсутствия или недостаточного количества и неполноценности зрительных представлений страдает значительнее, чем воссоздающее. Наиболее отчетливо это проявляется при врожденной абсолютной слепоте. Художественное творчество может быть полноценным только в том случае, если оно отражает жизнь во всей ее полноте. Само по себе творческое воображение не может возместить тех пробелов в чувственном отражении внешнего мира, которые имеются у слепых.

Низкий уровень творческого воображения у слепых связан также с тем, что отсутствие или серьезное нарушение зрительных функций препятствует овладению ребенком культурой, так как человеческая культура, как показал Л.С. Выготский [4], слагалась при известном постоянстве биологического типа и ее орудия, институты и т.п. рассчитаны на нормальную психофизическую организацию. Это означает, что творческая деятельность во многих областях культуры, науки, искусства возможна только при наличии зрения. Трудно представить, чтобы слепорожденный, никогда не воспринимавший мир во всем великолепии его красок, игры света и тени, мог бы образно и типично воспроизвести его в художественном произведении.

Ограниченность творческих возможностей слепорожденных в области искусства подтверждается отсутствием среди них подлинно творческих талантов и гениев. Все известные слепые художники - и гениальный английский поэт Мильтон, и легендарный Гомер, и французский скульптор-анималист Видаль, и многие другие - ослепли в пору возмужания или зрелости. Их творчество основано на богатом запасе зрительных представлений, которые трансформируются силой воображения в новые, высокохудожественные образы.

Дефекты зрения ограничивают возможности развития творческого воображения лишь в определенных, связанных с нормальным функционированием зрения областях человеческой деятельности. Это положение подтверждается практикой слабовидящих и слепых ученых, добившихся поразительных успехов в области кибернетики (Н. Винер), топологической алгебры (Л. Понтрягин) и многих других.

По словам А.Г. Литвака [19], для воображения лиц с дефектами зрения, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, характерна стереотипность, схематичность, условность, подражательность, стремление к прямым заимствованиям, подмена образов воображения образами памяти. Часто наблюдается явление персеверации, т.е. склонность к повторению одних и тех же образов с незначительными модификациями. Образы воображения возникают, как правило, на основе очень простых и прямых аналогий. Вероятно, персеверации являются способом преодоления затруднений в репродуцировании образов воображения. Затруднен у слепых и слабовидящих и переход от одного образа к другому из-за их низкой динамичности и пластичности.

Воображению слепых и слабовидящих свойственна неустойчивость первоначального замысла, наблюдаются трудности в доведении его до окончательного воплощения, многочисленные соскальзывания на побочные ситуации. Часто образы оказываются лишенными единого смыслового стержня - простым механическим соединением различных элементов. Недостаточный уровень осмысленности образов фантазии проявляется в снижении способности к предвидению, опережающему отражению, вероятностному прогнозированию.

В отличии от детей с нарушением зрения, у детей развивающихся в норме в старшем дошкольном возрасте начинает развиваться произвольное воображения, когда ребенок планирует свою деятельность, оригинальный замысел и ориентирует себя на результат. Ребенок учится пользоваться непроизвольно возникающими образами. Таким образом, произвольное воображение соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей в результате приобретает осознанный, целенаправленный характер.

Глава 2. Изучение уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста


.1 Цель, задачи, методика исследования


Исследование уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе МДОУ « Детский сад № 111». В эксперименте приняли участие 20 детей 5-6 лет. Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком.

Прежде чем приступить к эксперименту мы познакомились с детьми, установили с ними контакт. Дети вели себя доброжелательно. На предложение поработать вместе живо откликнулись, очень заинтересовались.

Констатирующий эксперимент был проведен в три этапа:

. Подбор методик исследования и изготовление необходимого для них оборудования.

. Проведение эксперимента.

. Количественный и качественный анализ полученных данных.

Цель исследования: изучение психологических особенностей творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью эксперимента были обозначены следующие задачи:

. Определить уровень развития творческого воображения у старших дошкольников.

. Выявить индивидуально-типологические особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Для решения задачи исследования нами использовались две методики: «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко), «Преврати кружок в предмет» (Т.Д. Марцинковская).

Методика «Дорисовывание фигур» направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать новые образы.

Ребенку предлагалось 10 карточек, на которых были изображены фигуры неопределенной формы и простой карандаш, поясняя, что он будет дорисовывать волшебные фигурки. После дорисовывания им фигурки, его спрашивали: «Что у тебя получилось?» Ответ записывали и давали следующий листок, последовательно предъявляя все 10 карточек.

Если ребенок не принимал инструкцию (рисовал что-то свое, не используя фигурку, обводил ее и т.п.), то рисовали на листе бумаги круг и показывали, как его можно превратить в шарик, цветок, светофор, снеговика и т.п. Затем снова просили ребенка дорисовать фигурку. В дальнейшем помощь и показ не использовались.

При обработке результатов подсчитывали коэффициент оригинальности (КО) - количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считались изображения, в которых фигура для дорисовывания превращалась в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считалось повторением, и оба эти изображения не засчитывали ребенку. Если двое детей превращали круг в цветок, то этот рисунок также не засчитывался ни одному из этих детей.

Распределение испытуемых по уровням развития воображения осуществлялась следующим образом:

I уровень (высокий) - 7-10 баллов: дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми в группе). Предложенная фигура является обычно центральным элементом рисунка.

II уровень (средний) - 3-6 балла: дети дорисовывают большинство фигурок, но все рисунки схематичные без деталей и всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.

III уровень (низкий) - 0-2 балла: дети фактически не принимают задачу. Они рисуют рядом с заданной фигурой что-то свое, или дают беспредметное изображение («такой узор»). Иногда дети рисуют схематичные шаблоны (шаблонные схемы).

Методика «Преврати кружок в предмет» направлена на изучение оригинальности рисунка и определение уровня развития воображения.

В качестве материала был представлен стандартный лист бумаги с нарисованной на ней фигурой (круг) и цветные карандаши.

После объяснения и показа задания экспериментатором, ребенку предлагалось нарисовать какое-либо изображение, предмет, чтобы в итоге получился законченный рисунок. После дорисовывания фигуры его спрашивали о том, что он нарисовал.

Обработка данных производилась в баллах, по следующим критериям:

  • принятие задачи

2 балла - если ребенок принимал задачу на построение образа воображения

балл - если частично принимал задачу

баллов - если не принимал задачу на построение образа воображения с использованием заданного контура

- оригинальность

2 балла - ребенок придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, с фантазией, хотя изображение не является совершенно новым

балл - ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом не является новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии

баллов - ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, слабо просматривается фантазия

детализация

2 балла - образ и детали рисунка тщательно проработаны

балл - образ и детали рисунка проработаны средне

баллов - не очень хорошо проработаны детали

Суммируя балы по трем показателям, были выделены следующие уровни и характерные для них особенности.

I уровень (высокий) - 5-6 баллов: дети принимают задачу на построение образа, рисуют нечто оригинальное, необычное. Образ и детали рисунка тщательно проработаны.

II уровень (средний) - 3-4 балла: дети также принимают задачу на построение. Образы не являются новыми, но несут в себе элементы творческой фантазии. Детали рисунка проработаны средне.

III уровень (низкий) - 0-2 балла: Дети частично принимают задачу на построение образа воображения, рисуют нечто очень простое, неоригинальное. Образ и детали проработаны средне.


2.2 Экспериментальное изучение уровня воображения у старших дошкольников


Ниже приведены данные по проведенной методике «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко).


Рисунок 1 - Распределение испытуемых по уровням развития творческого воображения по результатам методики «Дорисовывание фигур»


Данные рисунка 1 говорят о том, что наибольший процент составляют дети со средним уровнем творческого воображения - 80%. Испытуемых в группе с высоким уровнем оказалось 15%. К низкому уровню творческого воображения были отнесены 5% воспитанников.

Испытуемые, показавшие высокий уровень творческого воображения, выполняли оригинальные рисунки, в которых чаще других встречались уникальные образы и явления (космос, только что вылупившийся цыпленок, лимузин - свадебная машина). Дети быстро справлялись с заданием, параллельно рассказывая историю к рисунку.

Дети, показавшие средний уровень воображения, выслушав задание, уверено приступали к работе, работали увлеченно, с желанием и интересом. Дети быстро дорисовывали все фигурки, воплощая идеи, следовали за созданным образом. Рисунки детей носили явные элементы творческой фантазии. В изображениях встречалось небольшое число фигур, которые превращались в один и тот же элемент. В детских работах часто встречались неповторяющиеся изображения отдельных объектов с разнообразными деталями, такие как: флакон для духов, легковая машина, такси, домик с девочкой и др. Характеризуя такой показатель, как оригинальность, можно отметить, что дети использовали в изображениях следующие категории - явления природы, игрушки, предметы обихода, транспорт, растения, животных, фрукты и овощи.

Анализ работ показал, что дети быстро справлялись с заданием, используя такие фигуры как , , , . Затруднения детей вызывали задания с дорисовыванием контуров в виде , .

Низкий уровень вобрал в себя 5% воспитанников (1 испытуемый) экспериментальной группы. Для ребенка с низким уровнем творческого воображения были характерны следующие особенности: испытуемый быстро справлялся с заданием, используя такие фигуры как квадрат, треугольник, круг. Затруднения вызывали задания с дорисовыванием контуров при одновременном проявлении к нему интереса. Испытуемый, показавший низкий уровень при выполнении задания, не проявлял эмоционального отношения к изображению, избегали трудностей.

Детям была свойственна схематизация, типизация образов, которая проявлялась в изображении контурных, лишенных деталей объектов, в повторности, неоригинальности. Так, фигура для дорисовывания часто превращалась в один и тот же элемент: используя , дети изображали дом; - превращали в цветок; фигуры неопределенной формы - в капельку, облако, кита. В детских работах часто прослеживалась фантазия: встречались неповторяющиеся изображения, такие как письмо, бабочка, кафе, робот, пушка, лошадка.

Наблюдения за процессом работы показали, что некоторые дети испытывали затруднения в передаче образа изображения. Например, затрудняясь в изображении предметов у Б. Данилы имелось много идей, но остановиться на одной и осуществить ее получалось с трудом.

В целом по результатам методики «Дорисовывание фигур» можно констатировать, что дети фактически принимают задачу, легко идут на контакт, рисуют несхематичные, детализированные рисунки.

Данные по методике «Преврати кружок в предмет» (Т.Д.Марцинковская).


Рисунок 2 - Распределение испытуемых по уровням развития творческого воображения по результатам методики «Преврати кружок в предмет»


В группе количество детей со средним уровнем составило 50%. К числу детей с низким уровнем относится 30% испытуемых. К высокому уровню были отнесены 20% воспитанников. Рисунки детей, показавшие высокий уровень, отличались оригинальностью и необычностью, проработанностью деталей образов (медведь с пчелой).

Дети со средним уровнем, принимали задачу на построение образа воображения; работали уверено, с интересом и желанием. Рисунки также носили в себе элементы творческой фантазии, но не отличались особой оригинальностью.

Дети, показавшие низкий уровень развития творческого воображения , не испытывали огромных затруднений при выполнении задания, но их рисунки носили простой характер. Некоторые выполняли задание очень поверхностно; рисовали то, что проще. Дети частично принимали задачу на построение образа воображения с использованием заданного контура. Их рисунки получались шаблонными, неоригинальными, где в основном изображались предметы и объекты, в которых просматривалась слабая фантазия, нечеткая схематизация образов и детализация.


Рисунок 3- Распределение испытуемых по уровням развития творческого воображения по результатам двух методик


Таким образом, данные полученные по двум методикам свидетельствуют о том, что в среднем к высокому уровню творческого воображения можно отнести 17,5% воспитанников. Испытуемых в экспериментальной группе со средним уровнем творческого воображения оказалось 65%. К низкому уровню творческого воображения отнесены 17,5%.

Итак, итоги проведенного констатирующего эксперимента с участием детей старшего дошкольного возраста позволили сформулировать ряд выводов:

По итоговому уровню дети распределились в три группы. Охарактеризуем некоторые особенности, проявляемые испытуемыми в ходе эксперимента, на разных уровнях сформированности воображения.

На I-ом уровне было зафиксировано 17,5% испытуемых. Данная группа выполняла задание уверенно, с желанием и интересом. Дети дорисовывали фигуры быстро, их рисунки отличались необычностью и оригинальностью. Если бы мы предложили лист для задания больше, воспитанники заполнили бы с удовольствием весь масштаб данного листа. Большинство рисунков испытуемых содержали рассказ к нему, сюжет.

На II-ом уровне оказалось 65% воспитанников группы. Дети данной группы также работали увлеченно, в их рисунках содержались разнообразные детали отдельных изображений. Рисунки носили в себе элементы творческой фантазии, но не отличались особой оригинальностью.

К III-ему уровеню, как и к I-ому было отнесено 17,5%. Данная группа детей частично принимала задачу на построение образа воображения с использованием заданного контура. В работах встречались повторяющиеся изображения чаще, чем в предыдущих уровнях.

Заключение


Итак, воображение - это способность человека создавать новые образы путем преобразования предшествующего опыта. С помощью воображения человек может изменять окружающий мир и самого себя, совершать научные открытия и создавать произведения искусства. Всё - от первых сказок, которые мы слышим в детстве, и до величайших открытий - первоначально обязано силе воображения человека. Другими словами, именно воображение во многом обеспечивает прогресс человечества, развитие и деятельность каждого человека. Ведь прежде чем что-то создать, что-нибудь сделать, принять важное для себя решение, человек всегда вначале представляет это в своем воображении. Именно благодаря тому, что до того, как человек начнет что-то делать, он способен в воображении увидеть конечный результат, представить будущее, он может подготовиться к нему, в каком-то смысле даже овладеть им.

Воображение подразделяется на активное и пассивное, а также воспроизводящее, или репродуктивное, и преобразующее, или продуктивное. Сновидения, галлюцинации, грезы и мечты также представляют собой разновидности человеческого воображения.

Наиболее интенсивно воображение развивается в дошкольном возрасте. Если воображение преддошкольника вначале ещё очень ограничено и отличается пассивным воссоздающим и непроизвольным характером, то в дошкольном возрасте под влиянием воспитания, в связи с расширением опыта ребёнка, развитием его интересов и усложнением его деятельности, происходит дальнейшее развитие детского воображения. Это развитие носит не только количественный, но и качественный характер. Воображение дошкольника не только более богато, чем у ребёнка раннего возраста, но и приобретает новые, отсутствовавшие в преддошкольном возрасте черты.

В курсовой работе сделан анализ развития воображения старших дошкольников:

а) теоретическое описание понятия «воображение» и его значения в человеческой жизни. Раскрыта сущность понятия «воображение», описаны его функции, виды и психологические механизмы;

б) экспериментальное изучение уровня развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Для решения задачи исследования нами использовались две методики: «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко), «Преврати кружок в предмет» (Т.Д. Марцинковская).

Проведенное исследование показало, что в своих вымыслах дошкольники весьма изобретательны, их воображение носит не только воспроизводящий, но и творческий характер. Однако в своем поведении старший дошкольник во многом следует образцам и представлениям, полученным от взрослых, поэтому в данном возрасте творческое воображение несколько снижается.

Уровень развития воображения детей в таком возрасте может существенно различаться, о чем свидетельствует анализ результатов проведенной программы. Кроме того, воображение каждого ребенка имеет ряд индивидуальных особенностей, о которых необходимо знать как воспитателю или психологу, так и родителям.

Список использованной литературы


  1. Боровик, О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации / О.В. Боровик. - М.: Академия, 2001.
  2. Брушлинский, А.В. Воображение и творчество / А.В. Брушлинский // Научное творчество. - М., 1969. - № 2.
  3. Выготский, Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1972. - № 2. - С. 114-123.
  4. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский - М.: Просвещение, 1950.
  5. Галин, А.Л. Личность и творчество / А.Л. Галин - Новосибирск, 1989.
  6. Дудецкий, А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества / А.Я. Дудецкий - Смоленск, 1974.
  7. Дудецкий, А.Я., Юлустина, Е. А. Психология воображения / А.Я. Дудецкий, Е. А. Юлустина - М., 1997.
  8. Дьяченко, О.М., Кириллова, А.И. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста / О.М. Дьяченко, А. И. Кириллова // Вопросы психологии. - 1987. - № 1. - С. 44-51.
  9. Дьяченко, О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 1988. - №6. - С.52-59.
  10. Дьяченко, О. М. Воображение дошкольника / О.М. Дьяченко - М., 1986.
  11. Игнатьев, Е. И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения / Е.И. Игнатьев - М., 1956.
  12. Ильенков, Э. В. О воображении / Э. В. Ильенков // Народное образование. - 1968. - №3.
  13. Кириллова, Г. Д. Начальные формы творческого воображения у детей / Г. Д. Кириллова // Дошкольное воспитание. - 1971. - № 2. - С. 41-46.
  14. Коршунова, Л. С., Пружинин, Б. И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения / Л.С. Коршунова, Б. И. Пружинин - М., 1989.
  15. Коршунова, Л.С. Воображение и его роль в познании / Л.С. Коршунова - М., 1979.
  16. Костина, Л. М., Фролова, Л. В. Проблема творческого мышления и творческого воображения в психологии / Л. М. Костина, Л. В. Фролова // Вестник ЧГПУ. - 2002. - №1.
  17. Кудрявцев, В. Т. Творческая природа психики человека / В. Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. - 1990. - №3.
  18. Кудрявцев, В. Т. «Тропинки» воображения / В. Т. Кудрявцев // Обруч. - 2006. - №4.
  19. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих / А.Г. Литвак - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1998.
  20. Меерович, М. Управляемое воображение / М. Меерович // Народное образование. - 2001. - №1.
  21. Морозов, А.В. Основы психологии / А.В. Морозов - М.: Деловая книга, 2003. - С. 44
  22. Натадзе, Р.Г. Воображение как фактор поведения. Экспериментальное исследование / Р.Г. Натадзе - Тбилиси, 1972.
  23. Немов, Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Р.С. Немов - М.: ВЛАДОС, 2001.
  24. Нудельман, М. М. Методы исследования воображения аномальных детей / М.М. Нудельман - М., 1978.
  25. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов / Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. - М., 1964
  26. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1 / С.Л. Рубинштейн - М., 1989.
  27. Смирнова, Е. О. Детская психология / Е.О. Смирнова - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 366 с.
  28. Субботина, Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ю. Субботина - Ярославль: «Академия развития», 1997.
  29. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Приложение А


Стимульный материал к методике «Дорисовывание фигур»

Приложение В


Оценка уровня воображения участников эксперимента

ФИО ребенкаПризнакиУровеньПринятие задачОригинальностьДетализацияАфанасьев Тимофей201среднийАндреева Юлия100низкийБарабанов Владимир121среднийБорисов Даниил100низкийЕгорова Дана102среднийЗвонилов Александр211среднийИванова Ксения101низкийКочеткова Екатерина211среднийЛеонтьева Полина100низкийЛысков Артур100низкийМаслов Тимур1211среднийМумиков Роман211среднийНаумов Михаил111среднийПетрова Карина111среднийТрофимова Татьяна211среднийФролов Антон222высокийХаритонова Дарья212высокийШаруба Семен101низкийЯковлева Виктория221высокийЯскей Карина212высокий