Всё для

Студента

Современные тенденции в постановке целей и формировании идеалов в образовании и воспитании

Цель Реферата , Диплом О Среднем Специальном Образовании

Оглавление


Введение

Глава 1. Определение понятий "образование" и "воспитание", конкретизация их взаимосвязи

Глава 2. Из истории становления целей и идеалов в образовании и воспитании. Определение сущности постановки целей и идеалов в образовании и воспитании

Глава 3. Современные тенденции в постановке целей и формировании идеалов в образовании и воспитании

Заключение

Список литературы

Приложение


Введение


"Что сказали бы вы об архитекторе,

который, закладывая новое здание,

не сумел бы ответить вам на вопрос,

что он хочет строить - храм ли… просто ли дом…

То же самое должны вы сказать и о воспитателе,

который не сумеет ясно и точно определить вам

цели своей деятельности"

К.Д. Ушинский


Человеческое общество заинтересовано в собственном воспроизводстве. Исторически сложилось так, что основными инструментами воспроизводства стали образование и воспитание. Несмотря на существование множества определений этих двух понятий, многие эксперты сходятся в едином понимании "сверхзадачи" процессов образования и воспитания. Так, И.П. Подласый видит в образовании "инструмент развития общества", а в воспитании "процесс культурного воспроизводства образа идеального человека" [10, C. 157]. Н.В. Бордовская и А.А. Реан рассматривают образование как "один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры" [1, C. 210], а В.Г. Крысько [7] воспитанию отводит решающую роль в развитии человека, воспроизводстве высших ценностей и норм, накопленных за все время существования человечества.

Значимость образования и воспитания осознавалось во все времена и властью. Примером тому могут являться процессы формирования идеологии в 20-м веке в СССР, США, Германии, Китае и др., сменяющиеся в 21-м веке процессами формирования образовательной политики, переоценки ценностей и норм в общемировом масштабе.

В связи с высокой значимостью процессов образования и воспитания, на первый план выходит формулирование целей для этих процессов. И здесь важно понимать каким образом возникают эти формулировки, на что они опираются и как с ними нужно работать субъектам образования и воспитания, и в первую очередь - педагогам.

Целью данной работы является определение специфики процессов целеполагания и формирования идеалов в образовании и воспитании. Сделать это возможно через решение следующих задач:

определение понятий "образование" и "воспитание", раскрытие специфики их связи;

анализ исторических прецедентов использования понятий "образование" и "воспитание";

определение специфики формирования целей в образовании и воспитании, связи между процессом целеполагания и идеализацией;

определение современных целей в образовании и воспитании, условий их формирования и перспектив реализации.


Глава 1. Определение понятий "образование" и "воспитание", конкретизация их взаимосвязи


На данный момент существует большое количество определений понятий "образование" и "воспитание". Приведем некоторые из них.

Согласно В.Г. Крысько, образование - "это, во-первых, процесс поиска и усвоения человеком определенной системы знаний, навыков и умений и, во-вторых, результат этого усвоения, выраженный в определенном уровне развития познавательных сил, а также теоретической и практической подготовке человека" [7, C. 74].

А воспитание, в понимании этого автора "это целеустремленное, организованное формирование у людей устойчивых взглядов на окружающую действительность и жизнь в обществе, научного мировоззрения, нравственных идеалов, норм и отношений, развитие у них высоких морально-политических, психологических и физических качеств, а также привычек поведения, соответствующих требованиям социального окружения и деятельности" [7, C. 78].

Согласно Н.В. Бордовской, образование - "это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей" [1 C.96].

По Н.С. Дашиной "воспитание представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку ее к трудовой и общественной деятельности" [5, C.63].

Согласно М. П. Поповой, воспитание - "социально обусловленный, специально организуемый процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на приобщение воспитанников к системе социальных ценностей для дальнейшего включения их в освоение и преобразование мира человеческой культуры" [11, C. 43].

Интересны определения понятий, данные еще Л.Н. Толстым. "Воспитание, по его мнению, есть принудительное, насильственное воздействие одного лица на другое с целью образовать такого человека, который нам кажется хорошим; а образование есть свободное отношение людей, имеющее своим основанием потребность одного приобретать сведения, а другого - сообщать уже приобретенное им" [13, C.48].

Тон образовательной политики нашего государства задается определением понятия образования, которое дано с первых страниц закона "Об образовании". "Под образованием… понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения… обучающимся установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением обучающимся образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом" [14].

Анализ приведенных выше и других определений понятий "образование" и "воспитание" позволяет сделать следующие выводы:

образование и воспитание - есть длительные по времени процессы;

образование и воспитание - есть целенаправленные процессы;

содержание процессов воспитания и образования задается актуальными требованиями заказчиков, в роли которых выступают государство, общество (семья, бизнес и др. микрогруппы);

помимо актуальных требований заказчиков существуют культурные традиции в определении норм и ценностей, которые также должны быть включены в содержание процессов воспитания и образования;

основным содержанием процессов образования и воспитания выступают нормы и ценности. Специфика заключается в том, что для образования эти нормы определены некоторым набором знаний, умений, навыков и способностей, а для воспитания - набором поступков человека (поведением);

основной целью процессов воспитания и образования многими экспертами видится трансляция традиционных - культурных и вновь приобретенных - общественных норм и ценностей от старших поколений младшим;

существуют некоторые разногласия в определении понятий "образование" и "воспитание". В частности они проявляются в определениях Толстого и определении, взятом из ФЗ "Об образовании". Так великий писатель воспитание ставит в один синонимичный ряд с образованием, а законодатели и вовсе объединяют под понятием "образование" процесс воспитания. Последнее также часто встречается и в других источниках. Так И.А. Зимняя считает, что образование включает в себя два взаимосвязанных процесса - процесс обучения и процесс воспитания. Но, в общем и целом эти разногласия несущественны, когда речь идет о формулировках целей и идеальных образов человека, которые необходимо достичь в процессе образования и воспитания человека.

Подводя итог вышесказанному, конкретизируем определения понятий "образование" и "воспитание". Под первым будем понимать процесс и результат усвоения и освоения человеком общекультурных норм и ценностей, демонстрируемый в конкретных знаниях, умениях и навыках. Под вторым будем понимать процесс и результат усвоения и освоения человеком общекультурных норм и ценностей, проявляющийся в поведении человека.

Понимая под образованием и воспитанием не только некоторую деятельность, но и ее результат, мы акцентируем тем самым внимание на важности формирования образа этого результата, выражаемого в виде некоего идеала, конкретизируемого в виде цели.

Глава 2. Из истории становления целей и идеалов в образовании и воспитании. Определение сущности постановки целей и идеалов в образовании и воспитании


Процесс целеполагания в образовании и воспитании обусловлен целым рядом факторов. Чтобы выделить эти факторы, обратимся к анализу исторического опыта целеполагания в образовании и воспитании.

В первобытном обществе, согласно И.П. Подласому, "воспитание было призвано обеспечивать существование людей, его цель - вооружать человека опытом выживания, умениями, необходимыми в суровой повседневной жизни" [10, C. 184]. Специальных образовательных учреждений в то время не было, школы лишь зарождались. Главными методами воспитательной работы в то время было подражание и упражнение. Дети находились рядом с взрослыми и учились на их примере той деятельности, которая была остро необходима для выживания.

Понятие "образование" малоприменимо к тому времени, собственно также как и "воспитание". Здесь определенные навыки и знания сливались воедино с манерой поведения и проецировались в определенных ситуациях - ритуалах (охота, деторождение и пр.). Поэтому и цель воспитания (назовем процесс трансляции умений в этом обществе так) была одной - научить ребенка выживать через привитие умений охотиться, изготавливать одежду, ловить рыбу и пр. Как только ребенок перенимал эти умения, проходил ряд испытаний на проверку их качества (например, обряд инициации), он сразу становился взрослым - одним из членов общества.

Сложнее обстояли дела в последующие эпохи. В античности происходит классовое размежевание и как следствие - появляются разные цели воспитания для детей из разных социальных классов. Смотрим у И.П. Подласого: "Наличие двух классов привело к появлению различий в характере цели воспитания. Она становится дуалистической. Целью воспитания детей рабовладельцев была подготовка их к роли господ, наслаждающихся искусствами, приобщающихся к наукам. Они должны были вести захватнические войны с целью порабощения других народов и приобретения богатств… Воспитание детей рабов заключалось в подготовке их к выполнению приказаний господ" [10, C. 190].

Соответственно различия касались и уровня подготовки людей, принадлежащих различным классам. Знания и умения детей рабовладельцев разительно отличались от знаний и умений детей рабов.

Разный подход к целеполаганию в образовании и воспитании приводил к дифференциации мировоззрения людей.

Впоследствии во времена средневековья уровень дифференцированности в мировоззрении людей только рос. Развитие общества осуществлялось на высшем уровне - городов с их университетами, системой управления людскими массами, армиями и пр. Новое время требовало новых знаний и новых умений. Стала оформляться система образования: возникали новые школы для различных сословий, специализированные учебные заведения, университеты, академии и пр. Образование стало государственной прерогативой. Поэтому уровень грамотности, необходимые навыки и умения определялись государством и ведущими сословиями. Государству нужны были умелые управленцы, мелкие чиновники и боеспособная армия. Идеальный образ того времени - рыцарь. Вследствие чего в детях феодалов и воспитывались добродетели, присущие рыцарям. Тоже касалось умений и навыков.

Любопытнее дела обстояли с бедняками. Государством им приписывалась роль тех же рабов. Но с развитием эпох становилось виднее неравное положение людей различных сословий. Чтобы это неравенство не приводило к народным волнениям толпе "предлагали" средства смирения. Так институт церкви, подвластный государству, через формирование образа государя - ставленника Божьего снимал вопросы о необходимости служения государю. Семейные ценности, традиции позволяли воспитать подобного родителям бедняка, но мешали продвижению, развитию в соответствии с требованиями эпохи. Здесь отчетливо видится роль образования и воспитания, процессов, которые при наличии у них средств и возможностей могут открывать или, наоборот, закрывать для человека пространство развития.

Как ни странно, но дальнейшее развитие общества лишь подтвердило наметившиеся в средневековье тенденции для образования и воспитания. Параллельными путями идут процессы передачи накопленного опыта от одного поколения к другому для различных классов людей, коих уже не два и не три. Определенный пласт человеческого опыта становится универсальным и общеобязательным для совместного полноценного существования человечества. Но возникает и другой пласт знаний, умений, навыков и ценностей, которые становятся инструментами управления людьми. Так возникают идеология, процессы формирования массового сознания через скрытие знаний одними людьми от других (например, создание системы вооружения), через сознательную дискредитацию ценностей одних людей другими, через пропаганду образа идеального человека с набором определенных качеств и пр.

Истории известны и другие примеры постановки целей в воспитании и образовании.

Так Платон отдавал предпочтение воспитанию в человеке трех начал: ума, воли, чувств. Аристотель говорил о воспитании мужества и выносливости, о необходимости интеллектуальной и моральной чистоты. Я.А. Коменский считал, что образование и воспитание направлено на достижение трех целей: познания себя и окружающего мира, управления собой и стремление к Богу. Идеалом образованного и воспитанного человека у Дж. Локка был "джентльмен, умеющий вести свои дела мудро и предусмотрительно". По мнению Канта "дети должны воспитываться не для настоящего, но для будущего, возможно, лучшего состояния рода человеческого". И. Гербарт целью воспитания считал "всестороннее развитие интересов, направленное на гармоническое формирование человека". Прерогативу воспитания над обучением и образованием подчеркивал и К.Д. Ушинский: "влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями" [2, C.60].

Резюмируя исторический опыт целеполагания в образовании, А.А. Радугин [9, C. 41] приводит основные факторы, влияющие на постановку целей в образовании и воспитании:

потребности общества;

уровень развития общества;

уровень развития педагогической науки и практики;

идеальный образ человека.

Последний наиболее полно отображает взаимосвязь образования и воспитания в процессе постановки конкретных целей именно через видение идеального образа. Очень удачно по этому поводу выразился А.А. Радугин: "Цель воспитания или образования нельзя выдумать или выдвинуть произвольно. Она должна соответствовать представлению общества об идеале человеческой личности" [9, C.47]. Но идеалы, как это было сказано, со временем изменяются. Далее попробуем проследить, каким является образ идеальной личности в настоящее время.


Глава 3. Современные тенденции в постановке целей и формировании идеалов в образовании и воспитании


Любое цивилизованное государство должно задавать рамки образа идеальной личности - гражданина этого государства. Выдержки из Конституции РФ, ФЗ "Об образовании", "Федеральной целевой программы развития образования до 2010 года" позволяют и нам обрисовать эти рамки [14]:

государство гарантирует "гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье";

"Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости";

"Содержание образования должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства".

Гуманистический характер образования означает приверженность неким общим, "вечным" принципам и нормам. Это стремление видится правильным в силу того, что оно обусловлено культурными общечеловеческими традициями. Идеал не может быть сформулирован на основе приходящих правил, привычек и пр., он должен формироваться на основе традиции. Об этом в частности говорит И.П. Подласый.

Гуманизм (от лат. humanus - человеческий, человечный) прежде всего, означает человечность: любовь к людям, высокий уровень психологической терпимости (толерантности), мягкость в человеческих отношениях, уважение к личности и ее достоинству. В конечном счете, понятие "гуманизм" оформляется как система ценностных ориентации, в центре которых лежит признание человека в качестве высшей ценности.

С содержательной стороны реализация принципов гуманизма в воспитании и образовании означает проявление общечеловеческих ценностей. В понятие "общечеловеческие ценности" в данном случае вкладывается два дополняющих друг друга смысла. Во-первых, общечеловеческие ценности - это ценности, значимые не для какого-то узкого, ограниченного круга людей (социальной группы, класса, партии, государства), что имеет значение для всего человечества. Они в той или иной форме присущи всем социальным общностям, социальным группам, народам, хотя не у всех выражены одинаковым образом. Во-вторых, общечеловеческие ценности - это предельные, исторически и социально нелокализируемые ценности.

Эти ценности мы находим и в формулировках Аристотеля и Руссо, Макаренко и Ушинского, Выготского и др.; в конституциях Великобритании, США и России; в религиозных текстах мусульман, христиан и иудеев. Это ценность человеческой жизни и здоровья, ценность семьи и дружбы, ценность доброты и любви, ценность взаимопомощи, самопожертвования, ценность любви к собственному дому, городу, стране, миру, природе и пр.

Часто формулировки гуманистов вызывают улыбку как чересчур сентиментальные, реализовать которые в современном мире невозможно. Вот что по этому поводу пишут эксперты [4, C.23]: "Разумной альтернативы всестороннему и гармоническому гуманистическому воспитанию нет. Оно по-прежнему остается идеалом, к достижению которого необходимо стремиться. Это не отдаленный идеал, а вполне достижимая при разумной организации и поддержке всего общества цель".

"Сегодня, пишет И.П. Подласый, главная цель - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей" [10, C. 201].

Воспитание гуманистических ценностей в подрастающем поколении задается в наших школах пока рамочно. На сегодняшний день крайне мало отечественных воспитательных систем, способных реализовать высокие цели в современных условиях. В данной работе в Приложении 1 приведены те из воспитательных систем, которые своей научной проработкой и опытом реализации доказывают возможность претендовать на право называться системой, реализующей современные цели воспитания. В Приложении рассматриваются основные характеристики этих систем, без претензии на попытку их оценивания или критики.

Если касательно целей воспитания гуманистических ценностей ясно, то, как обстоят дела с системой современного образования? Актуальные тенденции в образовании на сегодняшний день - это увеличение количества необходимых для усвоения знаний, постоянная необходимость обновления умений и навыков, частая смена профессиональных требований, высокая плотность конкуренции на профессиональном рынке.

В подобной ситуации многие образовательные системы и институты не успевают за требованиями времени. Зачастую это даже невозможно. Как, например, можно передать современному школьнику тот объем знаний, который накопился за три тысячелетия? Даже чрезмерное уплотнение знаний и растягивание сроков обучения не позволяют сделать этого. И здесь снова на первый план выходят универсальные умения человека анализировать, оценивать, выбирать. Эти умения должны применяться осознанно, что опять же невозможно при отсутствии у человека всестороннего воспитания в духе принципов гуманизма. Оно позволяет человеку с большей долей объективности подходить к оценке окружающей его действительности и самостоятельно выбирать для себя будущее, самостоятельно формулировать профессиональные, личные цели, на основе которых уже и будет подбираться необходимый объем знаний, умений и навыков.

Большинство педагогов, таких как Б.Д. Эльконин [15], В.И. Слободчиков [12] и др. уверены, что идеальным периодом для становления подобной самостоятельности является юношеский возраст. Но чтобы возможность для самоопределения вообще существовала, необходима соответствующая педагогическая работа с ребенком с его самого раннего детства.

Вообще полагание целей в образовании и воспитании - это не пересмотр всего накопленного опыта педагога. Многие эксперты замечают парадоксальную вещь: именно советское время с его режимом и строгой цензурой подарило нам талантливых педагогов вроде Выготского и Макаренко, которые, по сути, предложили абсолютно новое направление педагогической мысли. И это направление было отчасти основано на старой идеологии, старой школе, с новыми мыслями, свежими идеями, но с вечными принципами и идеалами.

Все это позволяет говорить о том, что именно подход к формированию образа идеального человека, принципы к планированию целей в образовании и воспитании делают эти самые процессы (образование и воспитание) иными. Опыт показывает, что исследователи, которые видят решение проблем образования в придумывании новых идеалов (возьмем пример постмодернистов) со временем приходят в тупик. Происходит это от того, что представляемый ими образ ни на чем не основывается, оставаясь лишь проектом на бумаге, оставляя в стороне накопленный веками опыт человеческих взаимоотношений, выраженный в непреходящих ценностях. Это отчасти и задает тон некоторым авторам - постмодернистам, которые в пику своим коллегам говорят о том, что именно разрушение образа личности, складывавшегося веками, отказ от него ведут к глобальным проблемам в обществе.

Подводя итоги вышесказанному, выделим следующие актуальные характеристики процессов целеполагания и формирования идеальных образов в образовании и воспитании:

формулирование целей в образовании и воспитании на сегодняшний день происходит на основании принципов гуманизма;

влияние государства на процесс целеполагания остается на высоком уровне;

возрастает роль общественных структур (например, Общественная Палата) в процессах целеполагания;

вследствие быстрого ритма жизни цели постоянно конкретизируются и обновляются;

образ идеальной личности на сегодняшний день задается понятиями "всесторонне развитая", "развивающаяся", "гуманная"; определяется качествами: патриотичная, высокопрофессиональная, мобильная, интеллектуально развитая;

существуют попытки целенаправленного формирования образа идеальной личности в школах (на низком уровне), через СМИ, художественными средствами; значительно уменьшилась роль церкви в процессе формирования образа; стали забываться семейные традиции, практически не транслируются семейные ценности;

сфера образования пытается восполнить дефицит в процессах целеполагания новыми методами и методиками педагогической, воспитательной работы, удачно используются наработки личностно-ориентированного образования, развивающего образования.

Как уже было сказано процесс обновления целей в воспитании и образовании не требует ломки всей системы образования. Достаточно ввести изменения в методы педагогической работы, добиться реализации принципов обучения и воспитания на практике.

В.Г. Крысько приводит список принципов обучения и воспитания, составленный на основе традиционных дидактических принципов с учетом гуманистических принципов воспитания личности [7, C. 42]:

индивидуальный и дифференцированный подход к учащемуся;

образование и воспитание через групповую и коллективную работу;

воспитание и образование в процессе деятельности;

уважение личного достоинства каждого;

единство, согласованность, преемственность в образовании и воспитании.

Подобные формулировки можно увидеть практически в каждом учебнике по педагогике, некоторые из них были составлены еще в советское время, успешно апробированы Макаренко и др. Актуальны они и сейчас. Но реализация этих принципов на практике на основе переписывания опыта того же Макаренко уже невозможна. На это указывает и В.Г. Крысько, приводя в довесок к этим принципам примеры методических наработок некоторых авторов. В частности он приводит список основных методов воспитания:

убеждение;

пример;

поощрение;

соревнование;

принуждение;

упражнение.

Некоторые из перечисленных методов давно доказали свою работоспособность. Но в наше время и они нуждаются в тщательной доработке, составлении новейших методических сопровождений. Так метод примера будет недейственен для подростков современной школы, если его содержание будет подобным тому, о чем писали в советских учебниках. К сожалению, подобные несуразицы встречаются и сейчас, когда в современном 14-летнем юноше пытаются воспитать любовь к Родине на рассказах о Гражданской войне.

Именно в обновлении методического материала, многократном уточнении целей в образовании и воспитании, переводе гуманистических принципов в образ, актуальный для современности и видится перспектива развития процессов целеполагания в образовании и воспитании.

образование воспитание дидактический гуманистический

Заключение


В данной работе удалось раскрыть сущность понятий "образование" и "воспитание". Под первым понимается процесс и результат усвоения и освоения человеком общекультурных норм и ценностей, демонстрируемый в конкретных знаниях, умениях и навыках. Под вторым - процесс и результат усвоения и освоения человеком общекультурных норм и ценностей, проявляющийся в поведении человека.

Также было определено, что основная ценность данных понятий заключается в том, каким образом они могут быть применены в процессе формулирования конкретных целей для педагогической практики. Был проведен анализ исторических прецедентов полагания целей в воспитании и образовании, с помощью которого удалось выделить основные факторы, влияющие на процесс формирования целей:

потребности общества;

уровень развития общества;

уровень развития педагогической науки и практики;

идеальный образ человека.

Последний в совокупности помогает определить сущность процессов целеполагания в воспитании и образовании.

В дальнейшем внимание было посвящено изучению современных тенденций в формулировании этого образа. Было обнаружено, что образ формулируется на основании гуманистических принципов, что закреплено в законодательных актах, суждениях экспертов. Важность использования именно этих принципов подтверждается и многовековыми культурными традициями.

Анализ современной ситуации в сфере образования помог сформулировать актуальные характеристики процессов целеполагания и формирования идеальных образов в образовании и воспитании:

формулирование целей в образовании и воспитании на сегодняшний день происходит на основании принципов гуманизма;

влияние государства на процесс целеполагания остается на высоком уровне;

возрастает роль общественных структур (например, Общественная Палата) в процессах целеполагания;

вследствие быстрого ритма жизни цели постоянно конкретизируются и обновляются;

образ идеальной личности на сегодняшний день задается понятиями "всесторонне развитая", "развивающаяся", "гуманная"; определяется качествами: патриотичная, высокопрофессиональная, мобильная, интеллектуально развитая;

существуют попытки целенаправленного формирования образа идеальной личности в школах (на низком уровне), через СМИ, художественными средствами; значительно уменьшилась роль церкви в процессе формирования образа; стали забываться семейные традиции, практически не транслируются семейные ценности;

сфера образования пытается восполнить дефицит в процессах целеполагания новыми методами и методиками педагогической, воспитательной работы, удачно используются наработки личностно-ориентированного образования, развивающего образования.


Список литературы


. Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов ¾ СПб: Издательство "Питер", 2000. ¾ 304 с.

. Введение в педагогику самоопределения: сб. науч. тр. / под ред. И.Д. Проскуровской. - Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2001. - 83 с.

. Газман, О.С. и др. От авторитарного образования к педагогике свободы / Т. Анохина // Новые ценности образования: сб. ст. - М., 1996 - №6 - С. 16-45.

. Генисаретский, О. И. Человек без института / О.И. Генисаретский [Электронный ресурс] // (#"justify">. Дашина, Н.С. Педагогика и психология. - М.: СГУ, 1999. - 150 с.

. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. СПб: "Питер", 2000. - 320 с.

. Крысько, В.Г. Педагогика и психология в схемах и таблицах: учебно-методическое пособие. - М.: Аст, 2000. - 370 с.

. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века / Ж. ле Гофф. - Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1997. - 150 с.

. От 15-ти и старше: Новое поколение образовательных технологий / под общ. ред. А.В. Султановой. - М., 2006. - 266 с. (Издательская серия "Философия и педагогика самоопределения" вып. 7).

. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. - М.: Владос, 1999. - 576 с.

. Попова, М.П. Теория и методика воспитания: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. - 60 с.

. Слободчиков, В.И., Цукерман, Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития //Вопросы психологии. - 1996. - №5. - С. 38-51.

. Толстой, Л.Н. Воспитание и образование // Эпоха, 1995 - №4. - С.13-54.

. ФЗ "Об образовании" в ред. Федеральных законов от 13.01.96 N 12-ФЗ, от 16.11.97 N 144-ФЗ.


Приложение 1


Таблица 1

Сравнительный анализ отечественных концепций воспитания

КРИТЕРИИАВТОРЫ КОНЦЕПЦИЙЛ.Н. ТолстойО.С. ГазманЛ.И. НовиковаН.М. ТаланчукЕ.В. БондаревскаяНАЗВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ"Свободное образование" (воспитание)."Педагогика свободы" (один из вариантов названия)."Воспитательное пространство как открытая система (Педагогика и синергетика)"Системно-социальная концепция."Культурологическая концепция личностно-ориентированного воспитания".ЦЕЛИСоздание условий для полноценного свободного взросления ребенкаОбеспечение условий для свободного развития, саморазвития ребенка.Воспитание личности через создание воспитательного пространства вокруг него. Воспитание личности, способной включаться в систему социальных ролей.Воспитание "самости" ребенка. Воспитание ребенка как человека культуры.СУБЪЕКТЫ, ОБЪЕКТЫСуб: семья, государство, церковь, общество. В приближ. варианте: педагог и ученик. Объект: образовательное содержание, которое несется педагогом ребенку.Суб: ученик, учитель. Объект: образовательный материал, система взаимодействия педагога и ученика.Суб: педагог в школе, родители в семье, сверстники на улице, ребенок. Объект: система взаимод. ребенка и окружения Суб: педагог, ученик. Объект: система ролей (семья, коллектив, общество, мир, "Я".Суб: ученик, учитель. Объект: культурное пространствоВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГАуроки, свободное общение. Беседа, внеклассная работа, игровая деятельность с ребенком.ВСШ-это классно-урочная система, а также все, что происходит в школе помимо занятий.Работа с ролевыми позициями, окружающими ученика.Беседа, работа с родителями, участие в уч. жизни ребенка (построение уч. траектории)ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВДобровольное, сознательно выбранное учение, усвоение ценностей.Включение во взаимодействие с педагогом, в развивающую среду, им созданную.Активное включение во взаимодействие с окружением.Активное включение в ролевую систему, активная позиция в ней.Освоение культурных норм, вырабатывание собственной позиции по отношению к ним. За счет этого происходит саморазвитие (само-…)ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫПринципы гуманизма: свобода мысли, свобода выбора.Принципы гуманизма, Природосообразность, культуросообразность, индивидуально-личностный подход.Воспитание должно строиться через бесконечные знания.Соблюдение прописанных норм в ролевой системе.Природосообразность, культуросообразность, индивидуально-личностный подход.МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГАНравственное влияние педагога, преподавание и учение (свободные).Педагогическая поддержка.Организация воспитательного пространства.Моделирование и проектирование учебной работы в рамках философии системы ролей.Пед. помощь (пед. поддержка), псих-пед. коррекция, соц.-пед. защита.ОРГАНИЗАЦИЯ СРЕДЫОтсутствие принуждений к усвоению норм, ценностей. Деятельность по принципам гуманизма.Создание вокруг ребенка развивающей среды через преодоление проблемных точек в жизни ребенка.Включение в воспитание ребенка остальных (помимо школы) субъектов.Организация, поддержка, коррекция поступков в ролевой системе учителем.Создание вокруг ребенка развивающей среды, выстроенной на культуре.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫСвободная личность, создающая новое общество, которое будет "продвигать" страну.Самостоятельный в жизни (во всех аспектах) человек - член общества.Развитие территории за счет организации на ней воспит. пространства. Появление самостоятельно думающего, ответственного человека - члена общества.Полноценное социальное существо.Культурный человек - член общества.