Всё для

Студента

Теории происхождения государства

Государство Реферат

Содержание

государство происхождение социальный общество

Введение

. Происхождение государства

. Различные теории происхождения государства

.1 Теологическая теория

.2 Патриархальная теория

.3 Естественно-правовая теория

.4 Органическая теория

.5 Теория насилия

.6 Психологическая теория

.7 Материалистическая (классовая) теория

.8 Патримониальная теория

.9 Ирригационная теория

.10 Расовая теория

.11 Спортивная теория

.12 Теория инцеста

.13 Кризисная теория

.14 Демографическая теория

.15 Экономическая теория

.16 Диффузная теория

.17 Теория специализации

.18 Управленческая (организационная) теория

.19 Теория внутреннего конфликта

.20 Теория внешнего конфликта

.21 Синтетическая теория

.22 Либертарно-юридическая теория

Заключение

Список литературы


Введение


У разных народов - разная культура и разная история, философия, именно это обуславливает различность их взглядов на формирование и происхождения государств. В настоящее время так много не похожих друг на друга взглядов на этот вопрос, что дискуссии не прекращаются. В существующей литературе масса материалов на эту тему, что позволяет любому человеку, интересующемуся данной проблемой, сформировать собственное убеждение в происхождении государства. Изучение процесса происхождения государства позволяет глубже понять социальную природу государства, его особенности и черты, позволяет чётче определить свойственные ему функции и точнее установить их роль в жизни общества.

Также необходимо изучение происхождения государства для того, чтобы понять социальную природу государства, его особенности и черты.

В данной работе мне захотелось рассмотреть если не все, то хотя бы некоторые из теории, посмотреть, чем они отличны друг о друга, а чем схожи.

В основном, в настоящее время, выделяют несколько теорий возникновения государства:

. Теологическая теория.

. Патриархальная теория.

. Естественно-правовая теория.

. Органическая теория.

. Теория насилия.

. Психологическая теория.

. Материалистическая (классовая) теория.

Целью работы является изучение основных теорий происхождения государства. Актуальность данной темы невозможно переоценить.



1. Происхождение государства


Государство существовало у народов не всегда, его образованию предшествовал первобытнообщинный строй - древний тип коллективного производства. В таком устройстве каждый человек был слаб, трудовые навыки только формировались, орудия труда примитивны. Собственность была общей и все, что добывалось трудом , все средства существования были общими. Главным органом, решающим споры и наказывающим виновных, являлось собрание взрослых мужчин и женщин. Именно собрание выбирало старейшин, вождей, отвечающих за охоту. На нем решались все важные вопросы, касающиеся рода. Никаких органов исполнительной власти не было, но наказания реализовывались беспрекословно, хотя и были , подчас, очень жестоки. Власть основывалась на авторитете и уважении.

В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих потребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи и др. Именно переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделениям общественного труда - отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена - торговли (купцов). Экономика первобытнообщинного строя прогрессировала по мере совершенствования орудий труда. Первостепенное значение имеет крупное разделение труда. Первым от земледелия отделилось скотоводство, вторым - ремесло, позже обособился класс купцов, людей, занятых только товарным обменом. Это третье крупное разделение труда.

Разделение труда и связанное с ними совершенствование орудий труда дали толчок росту производительности труда. Возник избыточный продукт. Избыточный продукт как следствие роста производительности труда обусловил появление экономической возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения частной собственности. Его наличие позволило некоторым главам семей, а также старейшинам и военачальникам сосредотачивать (накапливать) в своих руках орудия труда, запасы произведённых товаров, а позже и владеть обособленными участками земли. Эта возможность реализовывалась в процессе обмена избыточного продукта (поначалу случайного и неравноценного), что повлекло за собой имущественное неравенство, межродовое и внутриродовое, появилась частная собственность. Общество раскололось на имущих и неимущих. Появилась возможность использовать чужой труд, получать прибавочный продукт.

В изменившихся условиях возросла роль мужского труда, который стал явно приоритетным по сравнению с женским и домашним. В связи с этим матриархальный род уступил место патриархальному, где родство уже ведется по отцовской, а не по материнской линии. Различие между богатыми и бедными выступает наряду с различием между свободными и рабами, - с новым разделением труда возникает новое разделение общества на классы. Имущественные различия между отдельными главами семей взрывают старую домашнюю общину везде, где она еще сохранилась; вместе с ней исчезает и совместная обработка земли средствами этой общины. Пахотная земля предоставляется в пользование отдельным семьям - сначала на время, потом раз навсегда, переход ее в полную частную собственность совершается постепенно и параллельно с переходом парного брака в моногамию. Отдельная семья становится хозяйственной единицей общества.

С развитием производящего хозяйства территория родов и племен становится ареной деятельности купцов, ремесленников. Здесь возникают города. В это же время происходит переселение различных народов. Теперь на одной и той же территории жили разноплеменные группы населения, отношения между которыми не могли регулироваться обычаями родового строя. Новые условия требовали и новой, территориальной организации, охватывающей все население.

Одним из факторов, ускоривших переход родового строя к государству, было возросшее значение войн и военной организации у многих племен. Это вело к укреплению единоличной власти военных вождей, претендовавших на передачу своей власти по наследству, к доминированию власти военного вождя над властью собрания племени, превратившегося в собрание военной дружины. У некоторых народов в руках военного вождя сосредоточиваются функции верховного жреца и верховного судьи. Военный быт способствовал объединению родственных племен в единый народ.

Существенное влияние на процесс образования государства, объединение отдельных родов и племен в единые народы, оказала религия. Династии новых властителей стремились утвердить и общие религиозные каноны. Религия утверждала, что вожди получают власть от богов, оправдывала передачу ее по наследству.

Таким образом, возникновение государства обусловлено действием как объективных (экономических), так и субъективных (войны, религия и т.п.) факторов. И также в целом для развития и становления государства как общественного института необходима, чтоб группа людей, способная к объединению, действительно объединилась в одно целое и выработало единый общественный орган, руководящий ее жизнью. В современной науке выделяют следующие признаки государства, отличающие его от организации власти в племенном строе.

. Государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от их принадлежности к какому- либо роду или племени. Государству присущ территориальный принцип осуществления власти, а не кровно-родственный, характерный для родового строя.

. Для государства характерно наличие особой публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением. Эта особая публичная власть необходима потому, что самодействующая вооруженная организация населения сделалась невозможной со времени раскола общества на классы.

. Государство обладает аппаратом управления и принуждения (полиция, суд), какового не было в первобытном обществе.

. Для содержания государственного аппарата необходимы средства. Государство собирает их с граждан в виде обязательных налогов.

Также следует упомянуть, что государство возникло еще из необходимости регулировать и сдерживать неравенство классов, ведь органом власти априори становится господствующий класс и употребляет свою власть на угнетение и подавление эксплуатируемого класса. Кроме того, в большинстве известных в истории государств предоставляемые гражданам права соразмеряются с их имущественным положением, и этим прямо заявляется, что государство - это организация имущего класса для защиты его от неимущего.

Формирование государства это длительный процесс, который у всех народов шел разными путями. В настоящее время существует множество теорий возникновения государства и каждая из них имеет право на жизнь. Разнообразие взглядов на эту проблему обусловлено различием развития сознания общества и идеологическими установками авторов теорий, а также разницей задач, которых авторы ставят перед собой. Рассмотрим самые известные из них.



2. Различные теории происхождения государства


.1 Теологическая теория


Одной из древнейших теорий происхождения государства является теологическая теория. Она исходит из того, что происхождение и существование государства является результатом проявления божьей воли. Согласно теологическим учениям, государство служит воплощением божественного провидения и потому государственная власть вечна, незыблема и подчинение ей естественно. Правители действуют от имени бога, их власть носит божественный характер, а издаваемые законы соответствуют божественной справедливости. В основе теологической теории лежит принцип не разграничения процессов возникновения общества, государства и права. Общество, государство и право являются творением и практическим воплощением воли Бога на земле. В целом вся теория построена на принципе, что все, что существует на земле, есть воля божья. При этом государство и общество вечны, как и само божественное явление. По мнению последователей теологической теории наместников бога на земле, является монарх, и именно он является единственным правителем государства способным воплотить волю Бога на земле. Как следствие народ должен беспрекословно повиноваться велениям государственной воли, как продолжению воли божественной. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.

Уже в сохранившихся литературных и историко-правовых памятниках Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая нашла четкое выражение теологическая теория.

Наиболее широкое распространение эта теория получила в эпоху средневековья и имела главной своей направленностью обоснование превосходства церковной власти над светской. Начиная с IХ-Х вв. формулируется так называемая теория двух мечей, согласно которой для защиты христианства богом были даны два меча - церковный и светский. Оба они передаются церкви, которая, сохранив для себя духовный меч, светский передала монарху. Поэтому он должен подчиняться церкви. Однако сторонники независимой царской власти, напротив, утверждали, что императоры получили свой меч непосредственно от бога. Наиболее известным представителем этого учения является ученый-богослов Фома Аквинский (1225-1274), а в XX в Жак Маритен. Есть и современные последователи этой теории, которые считают государственную власть вечной и незыблемой, примером является политика Ватикана. С точки зрения научного подхода теологическая теория достаточно уязвима. В ходе исторических преобразований, и возникновения новых теорий происхождения государства и права были выдвинуты теории о том, что государство возникло не посредством Божественного волеизъявления, а по желанию самого человека. Но в то же время особенность теологической теории происхождения государства именно в том и состоит, что ее сторонники апеллируют не к знаниям, не к доказательствам, а к вере. Они утверждают, что люди все равно не способны постичь всей глубины божественного замысла, и поэтому они должны просто верить, что все на Земле создано Богом - в том числе и государство. Данная теория широко использовалась для обоснования и оправдания неограниченной монархии, а также для смирения подданных перед государственной властью.


.2 Патриархальная теория


Данная теория, основанная Платоном, Аристотелем и, впоследствии, развитая Р. Филмером, видит в государстве разросшуюся семью, также опекающую своих подданных, как отец своих детей. Государственная власть, согласно этой теории, как власть отца в семье.

По мнению основателей этой теории "Государство - это результат исторического развития семьи (разросшаяся семья). Глава государства (монарх) является отцом (патриархом) по отношению к своим подданным, которые должны относиться к нему с почтением и слушаться неукоснительно". По мнению Конфуция - "Управление государством должно строиться как управление семьей - на основе норм добродетели, заботы старших о младших, сыновней преданности и почтительности младших по отношению к старшим".

Также данная теория нашла своё отражение в русской политической истории, традиционным компонентом которой стала вера широких слоёв населения в "царя-батюшку" и во всякое начальство как в "отца родного".

В современных условиях эта теория получила отражение в идее государственной благотворительности (забота государства о больных, инвалидах, престарелых, многодетных). Плюсы данной теории заключаются в формировании уважения к государственной власти. Минусы же в отрицании специфики государства и государственной власти, их качественного отличия от семьи и отцовской власти.


.3 Естественно-правовая теория


Или иначе эта теория называется ДОГОВОРНАЯ, по мнению представителей договорной теории, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в "естественном", первобытном состоянии. Государство - не проявление божественной воли, а продукт человеческого разума. Что договор об образовании государства заключался между каждым членом общества и государством. По договору люди передают часть своих прав государству, которое обязуется охранять их собственность и безопасность. Таким образом, не божественная Воля, а сами люди, их сознательная деятельность стали причиной образования государства.

Согласно этой теории единственным источником государственной власти является народ, а все государственные служащие, как слуги общества, обязаны отчитываться перед ним за использование властных полномочий. Права и свободы каждого человека не являются "подарком" государства. Они возникают в момент рождения и в равной степени у каждого человека. Поэтому все люди от природы равны. Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на восстание против власти негодного правителя и его свержение. Приверженцами этой теории был Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев.


.4 Органическая теория


Ярым представителем этой теории являлся Г.Спенсер, согласно данной теории государство является общественным организмом, состоящим из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Если организм здоров, то клетки его функционируют нормально.

Если клетки больны, то они снижают эффективность функционирования всего организма, т.е. государства. Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).

Отрицать влияние биологических факторов на процесс происхождения государственности было бы неправильно, но и забывать что люди существа и социальные было бы не верно.


.5 Теория насилия


В основе данной теории лежит утверждение, что основополагающей причиной возникновения государства и права, является не социально-экономическое развитие общества и возникновение классового деления, а в завоевании, насилии, порабощении одних племён другими. Покоренный народ становится рабами, а победители - господами. Для управления завоеванными народами и территориями необходим аппарат принуждения, которым и стало государство.

Эту теорию можно разделить на две категории:

а) теория внешнего насилия - государство позиционируется как сила навязанная извне, по принципу слабый подчиняется сильному. Эта теория спорна, хотя существуют подтверждающие ее исторические события, например Золотая Орда.

б) теория внутреннего насилия - суть теории в господстве большинства над меньшинством (в подчинении).

По мнению автора данной теории Дюринга - собственность, классы и государство возникают как результат насилия одной части общества над другой.

В теории насилия есть много верного, но следует учитывать ,что многие государства создавались совершенно другим путем.


.6 Психологическая теория


Один из ее основоположников профессор Л.И. Петражицкий объяснял появление государства особыми свойствами человеческой психики, в частности стремлением людей к поиску авторитета, которому можно было бы подчиняться и указаниям которого следовать в повседневной жизни. Таким образом, государство и право порождены особыми психическими свойствами людей, их эмоциями, переживаниями.

Причиной возникновения государства является определенное состояние психики людей. Постоянная зависимость людей первобытного общества от авторитета вождей, служителей язычества и колдунов, страх перед их магической силой привели к возникновению государственной власти, которой люди подчиняются добровольно".

Понятно, что все общественные явления разрешаются на основе психических актов людей. В этом смысле психологическая теория объясняет многие вопросы общественной жизни, которые ускользают от внимания экономической, договорной, органической теорий. Однако попытка свести всю общественную жизнь к психологическому взаимодействию людей, объяснить жизнь общества и государства общими законами психологии - такое же преувеличение, как и все другие представления об обществе и государстве". Отсюда природа государства - психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Государство, по мнению представителей данной теории, продукт разрешения психологических противоречий между активными личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражанию, исполняющим данные решения.


.7 Материалистическая (классовая) теория


Сторонники этой теории определяли государство как результат прежде всего социально-экономических процессов развития общества. В государстве власть начинает выражать интересы только одной части населения - экономически господствующего класса, который становится и политически господствующим классом. Государство возникает как орудие в руках имущих классов для удержания в повиновении и подавления сопротивления неимущих слоев. Эта роль государства обеспечивается созданием специальных органов принуждения (армии, полиции, суда, тюрем и др.).

Эту теория поддерживали Маркс, Энгельс, Ленин.

Итак, мы рассмотрели семь основных теорий возникновения государства, но помимо них существуют еще теории не так сильно освещенные в общественности, но имеющие свои отличительные особенности.

Рассмотрим их поподробнее.



2.8 Патримониальная теория


Государство, как и земля, является частной собственностью правителя, т.е. патримониальная теория объясняет происхождение государства из земельной собственности. Подобные правители господствуют над территорией в силу своего "исконного" права на собственность. Властителем земли объявляется государь (король, царь и т.п.).

Таким образом, государственная власть идет не от народа и не от кого-либо. (К. Галлер).


.9 Ирригационная теория


Еще одно название - гидравлическая.

Автор данной теории К. Витфоггель, связывает процесс возникновения государственности с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Этот процесс сопровождается большим ростом чиновничества, государевых людей, обеспечивающих эффективное использование данных сооружений и эксплуатирующих остальных граждан.

Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жестко централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управляет, распределяя, учитывая, подчиняя и т.д.

Ирригационные причины были характерны преимущественно только для некоторых регионов Востока (Индия, Месопотамия), следовательно, для других районов эта теория является недостаточной.



2.10 Расовая теория


Эта теория исходит из принципа деления людей на высшие и низшие расы, что человеческие расы отнюдь не равны и различаются в физическом, психологическом, умственном и других отношениях. Также считалось, что создать государство могут лишь представители высшей расы, тогда как низшая может только подчиняться.

Особо ярким примером является фашизм. Эта теория ведет свое начало с рабовладельческого строя, когда люди делились на основе личных качеств, разделяясь на рабов и господ. Расовая теория повлекла за собой чудовищную практику "узаконенного" уничтожения целых народов. Сторонники этой теории считали средством решения всех вопросов войну (Ницше, Ж. Гобино).


.11 Спортивная теория


Автор данной теории, Хосе Ортега-и-Гассет, полагает что государство появилось вследствие развития спортивных игр, в результате отделения обслуживания игр (управляемые) от организации и инициации (управляющие). Родовая и военная аристократия своим появлением обязана военно-физической подготовке и необходимости определять победителей в состязаниях юношей и зрелых мужчин.

Данная теория представляется сомнительной, ведь такое мы могли наблюдать лишь в Греции, при проведении Олимпийских игр.


.12 Теория инцеста


Данная теория основывается на наблюдениях автора (Леви-Строс) за первобытным строем. На основе своих наблюдений он выдвинул теорию о том, что зарождению государства способствовало осознание запрета на кровосмешения в общине. Ведь, чтобы следить за выполнением запрета, необходимо было создать специальный орган, это контролирующий. Затем этот орган стал осуществлять и остальные общественные функции- отсюда и зарождение государственности.

Эта теория весьма спорна, ведь прогресс человечества и переход к производящей экономике не может быть обусловлен только функции воспроизведения.


.13 Кризисная теория


В этой концепции используются новые знания, основной упор делается на организационные функции первичных городов-государств, на взаимосвязь происхождения государства и становления производящей экономики. При этом особое значение придаётся крупному, экологическому кризису на рубеже неолитической революции, переходу на этом этапе к производящей экономике и, прежде всего, селекционной деятельности.

Теория учитывает как крупные, общезначимые кризисы, так и кризисы локальные, например те, которые лежат в основе революций (французской, октябрьской и др.).


.14 Демографическая теория


Автором является Мальтус, по его теории рост населения требовал увеличения продуктивности труда или ресурсов, что требовало введения новых методов обработки земли.

Затем появлялся избыточный продукт стимулирующий развитие ремесла, значит необходима становилась администрация, для управления и разделения ресурсов.

Соответственно рос и уровень организации, вместе с размерами поселения.

Образование государства, всегда обусловлено ростом населения, проживающего на определённой территории, которым нужно управлять.


.15 Экономическая теория


Автором данной теории является Платон, объяснявший причины появления государства общественным разделением труда. Согласно этой теории государство - это результат исторического прогресса. Именно изменения в области экономики приводят к образованию государства.

Возникновению государства предшествует присвоение человеком продуктов природы, а затем, используя самые примитивные орудия труда, человек переходит к производству продуктов для потребления. Начальная стадия развития сменяется теологической, охватывающей времена античности и феодализма, а затем наступает стадия метафизическая (по Сен-Симону, период буржуазного миропорядка). Вслед за ней начнется стадия позитивная, когда установится такой строй, который сделает "жизнь людей, составляющих большинство общества, наиболее счастливой, предоставляя им максимум средств и возможностей для удовлетворения их важнейших потребностей". Если на первой стадии развития общества господство принадлежало старейшинам и вождям, на второй - священникам и феодалам, на третьей - юристам и метафизикам, то затем оно должно перейти к промышленникам и, наконец, ученым. Это одна из самых логичных и правдоподобных теорий, если учитывать и другие факторы, психологические, идеологические и т.п.


.16 Диффузная теория


Согласно этой теории опыт государственно- правовой жизни передается от развитых государств к отсталым регионам.

В результате возникает новое государство, опыт которого будет полезен в дальнейшем (Гребнер).

Эта теория не объясняет, почему и как появилось первое государство.


.17 Теория специализации


Исходная посылка теории. Основой выдвигаемой теории происхождения государства является следующий тезис: закон специализации - это всеобщий закон развития окружающего мира. Специализация присуща миру биологии. Появление в живом организме различных клеток, а затем и различных органов - это результат специализации. Опять-таки по этой причине, т.е. в зависимости от степени специализации его клеток, организм занимает место в биологической иерархии: чем более в нем специализированы его функции, тем выше его место в биологическом мире, тем он лучше приспособлен к жизни.

В социальном мире также действует закон специализации, и здесь он усиливается еще более.

Как только человек проявил себя как нечто отличное от животных, он практически сразу же вступил на путь социальной специализации (Т.В. Кашанина).


.18 Управленческая (организационная) теория


Основной фактор сложения государства - объединение общества, находящегося в состоянии стресса.

В частности, при увеличении населения потребности в объединении могут настолько возрасти, что это вызовет появление управленческих структур.



2.19 Теория внутреннего конфликта


В соответствии с данной теорией, становление государства происходило через распад первобытных отношений и разделение общества на противоположные по своим интересам классы. Возникшее неравенство закреплялось правом.

Таким образом, в основе усложнения общества лежал классовый конфликт, для подавления которого создавались органы управления, армия и происходило закрепление власти.

Государство - это продукт разделения общества на два класса: производителей и управляющих (Л. Крадер).


.20 Теория внешнего конфликта


Суть теории в том, что из за плохих условий жизни возникали конфликты из за ресурсов, и победа доставалась группам с сильными лидерами. Завоевание земель обогащало элиту и закрепляло власть вождей.


.21 Синтетическая теория


В этой теории происхождения государства подчеркивается такие факторы, как влияние земледелия на социальную организацию, которая в свою очередь, воздействует на ремесленное производство.

В этой теории важное место занимают два типа процессов: централизация и сегрегация.

Централизация - это степень связи между различными подсистемами, определяющая наиболее высокий уровень контроля в обществе. Сегрегация - выражение внутреннего разнообразия и специализации подсистем.



2.22 Либертарно-юридическая теория


Эта теория исходит из того, что право - это форма отношений равенства, свободы и справедливости, основанная на принципе формального равенства. Соответственно государство - это правовое государство, выражающее свободу и справедливость. Согласно данной теории право и государство возникают, функционируют, развиваются и до сих пор существуют и действуют как две взаимосвязанные составные части единого по своей сущности их социальной жизни.



Заключение


Таким образом, мы видим, что процесс происхождения государства волновал многие умы. Ведь познавание данного вопроса позволит понять сущность и особенности современных государств. Так же изучение данной темы позволяет лучше понять социальную природу государства, его особенности и черты. Чем больше она изучается, тем больше становится раскол во мнениях. До сих пор нельзя установить как конкретно происходило образование государства - нельзя доказать или опровергнуть ту или иную теорию его происхождения и мы уверены, что до тех пор, пока этого не будет сделано, этот вопрос будет оставаться актуальным.

В данной работе рассмотрены все наиболее популярные теории, и каждый может согласиться с одной из них, так как все они имеют право на жизнь. Также можно сделать вывод, что государство есть понятие многогранное, и понять его можно лишь учитывая все факторы, указанные в вышеперечисленных теория, такие как биологические, социальные, экономические и т.д.

Однако все перечисленные теории имеют некую общую деталь, которая в наиболее общем виде раскрывает суть государства. Все они говорят о том, что государство есть следствие неравенства, неравенства классового, расового или же спортивного.

Рассмотрев все теории, наиболее вероятной кажется теория экономическая, где государство - суть явление историческое, прогрессирующее. Сегодня отчетливо осознаваемые отрицательные последствия для всего общества, связанные с безответственным отношением к природе, формируют более экономный способ потребления, влияя тем самым на характер и объем производства предметов, загрязняющих окружающую среду.



Список литературы


1.Алексеев С.С. "Теория государства и права" 2009 г. М

.Чистяков Н.М. Теория государства и права. М, 2010

.Летушева Н.И., Летушева М.В. Теория государства и права. М., 2008 г

.Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы - М., 1999

.Мелехин А.В. Теория государства и права / А.В. Мелехин. - М.: МЭСИ, 2007.

.Теория государства и права / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - М.

.Интернет портал - "Википедия".