Всё для

Студента

Внимание умственно отсталых школьников

Список Диссертаций













Курсовая работа

Внимание умственно отсталых школьников















Чита 2012

Содержание


Введение

Глава I. Внимание как психический процесс

.1 Понятие внимания, его виды

.2 Характеристика свойств внимания

Выводы по главе I

Глава II. Внимание умственно отсталых школьников как психолого-педагогическая проблема

.1 Особенности развития внимания у умственно отсталых школьников

.2 Методы и приемы диагностической проблемы внимания

Выводы по главе II

Заключение

Список литературы


Введение


Внимание - важный компонент деятельности человека, требующей организованности и точности. Вместе с тем внимание считают одним из главных показателей общей оценки уровня развития личности индивида (Н.Ф.Добрынин).

Проблемами внимания занимались многие психологи, как отечественные, так и зарубежные. Огромный вклад в ее изучение вложили В. Вундт, Э. Титченер, У. Джемс, Т. Рибо, Н.Н. Ланге, Д. Бродбент, Г. Эббингауз, У. Найссер, Д. Норман, А. Трейсман, Д.И. Узнадзе, К. Черри, Д. Канеман, Н.Ф. Добрынин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Ю.Б. Гиппенрейтер, Г.Я. Гальперин. Также большое значение имеют исследования С.Л. Кабыльницкой, В.Я. Романова, Ю.Б. Дормашова, Ф.Н. Гоноболина, А.В. Петровского, Р.С. Немова, Е.Д. Хомской и др.

Проблема внимания умственно отсталых детей традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. Значимость внимания в жизни человека, его определяющая роль в отборе содержаний сознательного опыта, запоминании и научении очевидны.

Одним из главных положений отечественной олигофренопсихологии является утверждение, что дети-олигофрены способны к развитию, т.е. у них могут возникать качественно новые, более сложные психические образования (Л.С. Выготский, Л.В. Занков и др.). Это положение подтверждается многочисленными экспериментальными исследованиями и наблюдениями. Вместе с тем не снимается со счета и тот факт, что развитие умственно отсталого ребенка осуществляется на аномальной основе, что обуславливает его замедленность, своеобразные черты и существенные отклонения от нормального развития.

Исследования специалистов показывают, что при умственной отсталости ни один из свойств внимания не остается тем или иным образом не задетым патологическим отклонением в развитии психики. Перед педагогом ставится задача преодоления имеющихся дефектов с опорой на сохранные качества психики умственно отсталого. В то же время выявлены возможности коррекции недостатков внимания.

Объект исследования - психологическая сущность внимания.

Предмет - внимание умственно отсталых школьников.

Цель курсовой работы - изучить особенности внимания умственно отсталых школьников.

Задачи:

) дать характеристику внимания и его виды;

) рассмотреть свойства внимания и их особенности;

) раскрыть особенности внимания умственно отсталых школьников;

) рассмотреть возможности диагностики внимания у умственно отсталых школьников.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Глава I. Внимание как психический процесс


.1 Понятие внимания, его виды


Внимание - Это направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Оно ограничивает поток информации для последующего анализа, усиливает восприятие одной информации и игнорирование другой. Направленность сознания определяет выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту.

Одни психологи трактуют внимание как активный компонент процесса восприятия. Другие же считают его особой характеристикой состояния человека. Третьи определяют внимание как отдельный психический процесс наряду с ощущениями, восприятием, памятью. И, наконец, четвертые считают внимание сквозным процессом, существующим на всех психических уровнях, поскольку внимание связано с избирательностью психики, сознания.

Внимание обуславливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчетливое отражение его в психике. Объект внимания оказывается в центре сознания субъекта, все остальное воспринимается слабо, неотчетливо.

Психологические механизмы переработки информации могут иметь дело лишь с одним объектом. Например, петербургский физиолог В. Д. Глезер пишет, что если в поле зрения находится несколько объектов, то опознание второго происходит после опознания первого. Значит, нужно какое-то упорядочивание объектов, их приоритетность. Английский психолог Д. Бродбен сравнивает работу внимания с работой фильтра, который предохраняет канал передачи информации от перегрузки, поскольку он, этот канал, обладает ограниченной пропускной способностью. Таким образом, основная задача внимания - это вычленение части среды для последующего анализа. Внимание основано на избирательности, на существовании феномена фигура/фон.

Выделяют несколько видов внимания.

Непроизвольное внимание. Оно возникает само собой, появляется у человека не только без всяких волевых усилий, но и без намерения что-либо видеть, слышать и т. п., поэтому данный вид внимания называют также непреднамеренным.

Иной характер имеет Произвольное внимание. Оно возникает потому, что у человека появляется цель, намерение что-то воспринимать или сделать. Этот вид внимания называют также преднамеренным. В основе произвольного внимания лежат волевые процессы.

Психологи выделяют третий вид внимания, который возникает после того, как человек «втягивается» в какую-либо деятельность и у него возникает интерес. В этом случае человек легко сосредоточивается и волевых усилий уже не требуется. Такое внимание советский психолог Н. Ф.Добрынин называл Постпроизвольным (или вторичным), так как оно приходит на смену обычному произвольному вниманию.

Если условием появления непроизвольного внимания являются качества внешних раздражителей и особенности внутреннего состояния человека (его потребности, интересы), то для появления и поддержания произвольного внимания необходимо сознательное отношение к деятельности. Однако нередко бывает так, что это сознательное отношение имеется, цель ясна и достижение ее признается совершенно необходимым, тем не менее, человек не может работать сосредоточенно. Так бывает у людей со слабо развитой волей, которые не привыкли проявлять определенное усилие, чтобы быть внимательным.

Свойствами внимания являются:

· Предметность

· Устойчивость

· Концентрация (сосредоточенность)

· Распределение

· Переключение

· Объем внимания

Рассмотрим подробнее эти свойства внимания.

Предметность - Это направленность на конкретный (реальный или воображаемый) предмет, явление. Внимание не может быть «просто так». Поэтому призывы типа: «Дети! Вы должны быть внимательными!» довольно бессмысленны. Привлекать внимание надо к конкретному предмету или явлению.

Устойчивость - это длительное удерживание внимания, сопротивляемость утомлению и отвлечению, благодаря чему человек длительное время может быть сосредоточен на предмете или действии. Во многих случаях внимание не обнаруживает достаточной устойчивости. В частности, оно не может долго фиксироваться на неподвижном предмете. Возьмите чистый лист бумаги, поставьте на нем точку и сосредоточьтесь. Сколько секунд вы можете смотреть неподвижно на точку и думать только о ней? Исходно внимание действует несколько секунд для периферических факторов и до нескольких минут для центральных факторов. Внимание уходит, если нет интереса, возможности открытия чего-либо нового.

Концентрация - выделение сознанием объекта и направление на него внимания. Это одновременное повышение уровня значимости информации при сужении поля восприятия. В это время происходит усиление процессов в доминантном очаге коры головного мозга за счет торможения в других очагах. По мнению некоторых ученых, гений - это результат повышенной концентрации внимания. Как-то И. П. Павлова спросили, как достичь великих результатов в науке. Он сказал, что это очень просто: надо научиться неотступно думать о предмете, с мыслью о нем ложиться и с ней вставать. Невозможность сконцентрироваться на каком-либо предмете называется рассеянностью.

Распределение внимания - умение одновременно следить за несколькими предметами или за выполнением различных действий. Это субъективно переживаемая способность удерживать в центре внимания несколько предметов (субъективно, поскольку объективно мы можем воспринимать только один предмет). Но, тем не менее, некоторые люди могут делать одновременно несколько дел. Например, Ю. Цезарь мог одновременно делать 7 дел. А Наполеон мог одновременно диктовать 7 документов. Один французский психолог мог вслух читать одно стихотворение, а писать другое. Однако в действительности человек одномоментно обрабатывает лишь один предмет, т. е. в этих случаях мы имеем дело с быстрым переключением внимания с одного объекта на другой. Еще В. Вунд писал, что нельзя сосредоточить внимание одновременно на двух раздражителях, но можно быстро переключиться.

Переключение внимания - сознательный перенос внимания на новый объект, переход от одного вида деятельности к другому. Частое переключение внимания вызывает утомление, особенно когда виды деятельности сильно различаются между собой. Однако если человек длительное время занят какой-то работой, для него переключение внимания на другую деятельность может быть отдыхом.

Объем внимания - Количество объектов воспринимаемых одновременно за один акт восприятия. Объем внимания определяется числом 7 +(-) 2. Важно помнить, что объем внимания регуляции и тренировке не поддается.

Различные свойства внимания - его концентрация, распределение, переключение и устойчивость - в значительной мере независимы друг от друга. Например, высокая концентрация внимания может соединяться со слабой переключаемостью.

Нарушения внимания связаны с состоянием человека. Обычно наблюдаются нарушения отдельных характеристик внимания (объема, переключения и т. п.). Физиологическим механизмом нарушений служит замедление скорости возбуждения и торможения в коре головного мозга. например, при его поражении. Внимание страдает при стрессовых состояниях или состояниях, близких к ним. Поэтому психологи не рекомендуют в таких состояниях выполнять сложную работу, водить транспорт и т. п. В спокойных состояниях вниманию также присущи некоторые спонтанные колебания.

Распространенной формой нарушения внимания является рассеянность. Под рассеянностью понимают две противоположные вещи: во-первых, невозможность сосредоточиться (у детей это так называемое порхающее внимание); во-вторых, это углубление в работу, которое исключает все остальное. Сюда относится и так называемая профессорская рассеянность - оборотная сторона концентрированности, неумения распределить внимание и невозможность быстро переключиться. Вот несколько примеров такой рассеянности. Жак Паганель вместо испанского выучил португальский; Ньютон однажды задумался и сварил часы, а яйцо держал при этом в руке. Поэт Жуковский как-то пришел домой и спросил: "Хозяин дома?". Невозмутимый слуга ответил: "Нет, барин". "А хозяйка?". "Да, дома". "Передайте, что заходил Жуковский". Композитор Бородин с женой поехал за границу. На паспортном контроле он никак не мог вспомнить, как зовут жену. Тогда он повернулся в сторону кареты и закричал: "Катя, иди, скорее, скажи, как тебя зовут!".


1.2 Характеристика свойств внимания

внимание умственный отсталый школьник

В связи с разнообразием явлений и множеством свойств внимания возникает особая проблема их систематики. Задачи описания свойств и классификации видов внимания решались различными исследователями по-разному. Так, Джемс, классифицируя виды внимания, опирался на данные житейского опыта и самонаблюдения и наиболее существенной считал функцию отбора.

Давайте вместе понаблюдаем за собой. За кои веки вы выбрались на природу. Вначале все окружающее видится вам чем-то сказочно прекрасным. Потом Вы начинаете замечать деревья, траву, небо, птиц, переключая свое внимание с одного объекта на другой.

Вот Вы выражаете бурный восторг, увидев муравья, который тащит какую-то щепочку - и уже ваше внимание сконцентрировано на нем. Вы долго наблюдаете за его потугами, в этом проявляется устойчивость вашего внимания, потом ему на помощь прибегают его шустрые помощники, хватают щепочку, и Вы уже наблюдаете за каждым из них, распределяя свое внимание. Получается, что у вас одновременно несколько объектов (муравьев) для детального наблюдения - вот и объем внимания <#"justify">Свойства внимания

Концентрация внимания

Концентрация внимания (сосредоточенность) <#"justify">Устойчивость внимания

Устойчивость внимания <#"justify">Интенсивность внимания

Опыты показывают, что интенсивное сорокаминутное внимание может сохраняться произвольно без заметного ослабления и непроизвольных переключений, хотя это и довольно утомительно. В дальнейшем интенсивность внимания <#"justify">Концентрация и устойчивость внимания

Особое значение для достижения успеха в любой деятельности имеет сосредоточенность и устойчивость внимания <#"justify">Объем внимания

Объем внимания <#"justify">Распределение внимания

Распределение <#"justify">Переключение внимания

Способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания.

Вспомним, например, феноменальные способности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между собой дел. Также Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов.

Но как показывает жизненная практика, человек способен выполнить только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких обязано быстрому последовательному переключению с одной на другую.

Еще В.Вундтом было показано, что человек не может сосредоточиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях. Однако иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности. На самом деле, в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован, и не требовать внимания. Если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.

Распределение и переключение внимания

Большая группа профессий связанная с управлением движущимися механизмами (автомашины, краны, электровозы…) называется в психологии труда водительскими. Для них важны такие качества внимания, как широкое распределение <#"justify">Переключение внимания

Переключение <#"justify">Рассеянность и внимательность

При рассеянности сознание человека не имеет определенной направленности, а переходит с одного предмета на другой, т.е. рассеивается.

Виды рассеянности

Можно выделить два основных вида рассеянности. Первый - результат общей неустойчивости внимания. Им, как правило, отличаются дети младшего возраста. Однако оно может быть и у взрослых в результате слабости нервной системы или большого утомления, недосыпания и т.д. Такой вид рассеянности появляется также при отсутствии привычки работать сосредоточенно.

Второй вид рассеянности имеет совсем иной характер. Он возникает потому, что человек сосредоточен на чем-то одном и поэтому не замечает ничего другого. Такой рассеянностью отличаются люди, увлеченные своим делом.

Внимательность

Если человек привыкает все делать внимательно, то внимание, становясь постоянной особенностью, перерастает во внимательность, которая, как черта личности, имеет большое значение в общем, психологическом облике человека. Тот, кто обладает этим качеством, отличается наблюдательностью, способностью лучше воспринимать окружающее. Внимательный человек реагирует на события быстрее и переживает их часто глубже, отличается большой способностью к обучению.

Внимательность связана с большим развитием свойств внимания: его объема, сосредоточенности, устойчивости, распределения. Обладая этим качеством, человек легко сосредотачивается, у него хорошо развито непроизвольное внимание. Даже при отсутствии интереса к работе внимательный человек может быстро мобилизовать произвольное внимание, заставить себя сосредоточиться на трудном и неинтересном занятии.

Психологическое тестирование при помощи пакета "Внимание" <#"justify">Выводы по главе I


Заканчивая первую главу курсовой работы, можно отметить, что внимание - это активная направленность сознания человека на те или иные предметы и явления действительности или на определённые их свойства, качества при одновременном отвлечении от всего остального. Именно внимание определяет, что из окружающего мира выделит, увидит, услышит, запомнит ребёнок, что и как войдёт в систему его знаний.

Виды внимания выделяют как по механизму их актуализации (непроизвольное, произвольное и послепроизвольное), так и по тому, на что оно направлено (внешнее и внутреннее).

Различают пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение, которые могут проявляться во всех видах внимания.

Итак, внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.


Глава II. Внимание умственно отсталых школьников как психолого-педагогическая проблема


.1 Особенности развития внимания у умственно отсталых школьников


Во многих педагогических, психологических и клинических исследованиях советских авторов неоднократно высказывалась мысль о том, что для учеников вспомогательной школы характерны глубокие нарушения внимания. Резкие отклонения в развитии внимания квалифицировались как дефект, сопутствующий умственной отсталости. Однако до настоящего времени мы не имеем работ, специально направленных на углубленное изучение основных свойств внимания учеников младших классов вспомогательной школы. Мезду тем многие трудности в этом периоде обучения и воспитания определяются отклонениями внимания учащихся. Выявление особенностей произвольного внимания младших умственно отсталых школьников и раскрытие их потенциальных возможностей имеет очень большое значение для правильного выбора средств и приемов дальнейшей коррекционной работы.

В специальной литературе отсутствуют сведения об особенностях внимания олигофренов, различающихся между собой качественной структурой дефекта. Поскольку состав учеников вспомогательной школы полиморфен, эти сведения очень важны для обеспечения научно обоснованного дифференцированного подхода к этим детям.

До сих пор дефектологи не располагают конкретными, статистически достоверными материалами, характеризующими те изменения основных свойств внимания умственно отсталых детей 7-10 лет, которые происходят под воздействием коррекционно-направленного обучения, осуществляемого во вспомогательной школе.

Таким образом, данное исследование представляет собой новый этап в разработке одной из важнейших проблем специальной психологии.

Главные положения диссертации, являющиеся результатом динамического экспериментального исследования внимания умственно отсталых и одновременно нормально развивающихся младших школьников, могут быть сформулированы следующим образом.

По ряду показателей основных свойств внимания (объем, устойчивость, распределение) дети-олигофрены значительно отстают от учеников массовой школы того же возраста. При этом различия особенно резко проявляются между умственно отсталыми и нормально развивающимися первоклассниками.

С I по Ш класс, то есть по мере обучения во вспомогательной школе и, соответственно, в связи с продвижением детей в общем развитии у умственно отсталых учащихся обнаруживается повышение показателе! всех изучавшихся свойств внимания. Однако развитие внимание у детей-дебилов происходит менее интенсивно, чем у учеников массовой школы, и отличается качественным своеобразием.

Наблюдается большая вариабельность объема внимания умственно отсталых младших школьников, которая зависит от предслабости установки «восприятии), знакомства с объектами, от дефектов понимания, характера этих объектов связи между ними.

Первоклассники-олигофрены, различающиеся качественным своеобразием дефекта, существенно отличаются друг от друга основными свойствами внимания, Типологические различия не сглаживаются и к Ш классу.

Темп развития внимания у олигофренов, отличающихся между собой структурой дефекта, не одинаков. Он оказывается наиболее быстрым у детей с неосложненным вариантом дефекта. К Ш классу у них показатели всех основных свойств внимания в меньшей степени, чем у других групп испытуемых, отстают от соответствующих данных детей-с нормальным интеллектом.

У тормозных олигофренов отмечается относительно быстрая динамика развития основных свойств внимания. Однако и к Ш классу для них характерен по сравнению с олигофренами других групп наиболее узкий объем внимания, они значительно затрудняются в его распределении.

У возбудимых олигофренов динамика развития внимания весьма замедлена. В Ш классе у них показатели устойчивости и распределения внимания значительно ниже, чем у олигофренов неосложненной группы, и тем более - у нормально развивающихся детей. Несколько меньше у них отставание по объему внимания.

Проведенная исследования подтверждают оптимистический взгляд советских дефектологов на развитие детей-дебилов, что свидетельствует о наличии реальных возможностей коррекционного воздействия на формирование основных свойств внимания умственно отсталых младших школьников. Однако для этого необходимо определить и строго учитывать их типологические и индивидуальные особенности.

Проведенная работа позволяет наметить перспективы и пути дальнейшего исследования проблемы внимания, такие, как изучение зависимости внимания олигофренов от эмоциональной настроенности, направленности личности и взаимосвязи между произвольным вниманием и интеллектуальным развитием учащихся.

Проведенное нами исследование имеет как теоретическое, так и практическое значение. В нем содержатся новые фактические данные к общей характеристике умственно отсталых детей, еще раз подтверждающие возможности их действительного развития и в некоторой степени определяющие необходимые для этого условия» Сравнительные данные о внимании учащихся вспомогательной школы и их нормально развивающихся сверстников важны для разработки диагностических критериев определения глубины и характера дефекта, а также для объективного контроля за динамикой развития дебилов. Сопоставление свойств внимания у детей-олигофренов различных клинических групп необходимо для разработки и реализации дифференцированного коррекционного воздействия на учеников-дебилов.

Теоретические положения и практические рекомендации, сформулированные на основе проведенного диссертационного исследования могут быть использованы для совершенствования коррекционно-направленного учебно-воспитательного процесса во вспомогательной школе, для обеспечения индивидуального подхода к учащимся олигофренам, отличающимися своеобразием структуры дефекта, а таете могут быть учтены при создании учебных пособий и чтений лекций по психологии умственно отсталых детей.


2.2 Методы и приемы диагностической проблемы внимания


Для диагностики степени развития внимания и его свойств существует множество методик. Ниже приведены только некоторые из них - наиболее известные и распространенные. Выполнение какого-либо из этих тестов свидетельствует не об одном свойстве внимания, а о нескольких, поэтому интерпретировать полученные данные следует, учитывая тесную связь свойств внимания.


Таблица 1. Диагностики свойств внимания

Свойство вниманияДиагностикаНаправленность (селективность)Тест Мюнстерберга, тест Тулуза-ПьеронаИнтенсивностьАнализ ошибок и продуктивности деятельности при выполнении задачОбъем«Запомни и расставь точки»РаспределяемостьАнализ продуктивности и ошибок при одновременном и раздельном выполнении двух заданийУстойчивостьКорректурная проба (тест Бурдона и его модификации: тест Пьерона-Рузера, кольцо Пандольта)ДлительностьАнализ продуктивности продолжительного выполнения задачиПереключаемостьТаблицы Горбова (красно-черные таблицы Шульте); «Сложение чисел с переключением» (по Э. Крепелину)ОтвлекаемостьВключенное наблюдение

Опишем некоторые методики диагностики внимания у умственно отсталых школьников:

Методика «Прокалывание кружков»

Цель: изучение темпа, объема, устойчивости и распределения внимания, особенностей работоспособности.

Материал: 1) стандартный белый лист. На лицевой стороне листа нарисованы кружочки. При этом, некоторые из них помечены крестиками (2 раза крестиком помечаем каждый 2-й кружок; 2 раза - каждый 3-й; 2 раза - каждый 4-й; затем снова каждый 2-й);

) Набор простых вопросов (как тебя зовут, как зовут твою маму, папу; на какую букву начинается твое имя, фамилия; какое сегодня число, месяц, день недели, год; как называется наш поселок; сколько тебе лет; как зовут учительницу; есть ли у тебя братья, сестры; как их зовут; любишь ли ты животных);

) Часы с секундной стрелкой

) Ручка или карандаш

Выполнение: Испытуемому предлагают ручкой или карандашом прокалывать все кружочки кроме помеченных крестиками, и при этом отвечать на вопросы. Время выполнения задания не ограничивается, но учащемуся говорят, что он должен работать как можно быстрее. Ответы на вопросы записываются.

Обработка результатов: Подсчитывают количество правильно проколотых кружочков.

- 7 - низкий уровень устойчивости внимания, работоспособности

- 14 - средний уровень устойчивости внимания, работоспособности

- 20 - высокий уровень устойчивости внимания, работоспособности

Темп внимания покажет время выполнения задания (имеет значение и то, насколько быстро испытуемый отвечает на вопросы).

С помощью испытуемого следует уточнить правильность ответов на вопросы. Затем необходимо соотнести уровень выполнения испытуемым основного задания (прокалывание кружков) и ответы на вопросы экспериментатора и сделать вывод об особенностях объема и распределения внимания, при этом учитывая общее количество ошибок.

Методика «Вставь нужную фигуру»

Цель: изучение свойств внимания, умение сравнивать.

Материал: часы, ручка, бланк с нарисованными фигурами.

Выполнение: Испытуемым предлагается выбрать нужную фигуру из четырех пронумерованных. Время выполнения не ограничено, но учащимся говорят, что он должен работать как можно быстрее (фигуры нарисованы на доске).

Обработка результатов: проверить правильность выполнения задания.

При диагностике развития внимания у умственно отсталых школьников могут быть также использованы наблюдение и беседа, в которых выявляются патологические и сохранные стороны. Даже очень грамотно составленный тест не может до конца понять сущность личности. При наблюдении и беседе можно более точнее определить нарушенные свойства, недостатки или наоборот достоинства ребенка, его интересы [25, c. 67-70].

В заключении можно сказать, что хотя природа внимания остается неизвестной, практика учебной работы требует дальнейшей разработки методов диагностики его свойств и различных техник их коррекции.


Выводы по главе II


Заканчивая вторую главу курсовой работы, можно сделать вывод о том, что распределение внимания малодоступно для умственно отсталых школьников. Они выполняют одно и предложенных действий, обычно легкое для них. Подвижность внимания зависит от типа нервной системы, но обычно она снижена. Переключение внимания так же снижено у умственно отсталых школьников и зависит не только от особенностей познавательной деятельности и личности учеников, но и от характера предъявляемых объектов. Устойчивость внимания у данной группы детей является средней и количество ошибок встречается чаще. Объем внимания составляет в среднем 10-12 объектов. При восприятии изображенных предметов, логическая связь между которыми понятна учащимся, внимание повышается.


Заключение


Рассматривая проблему внимания, было выяснено, что оно не является психическим процессом, так как не имеет собственного содержания. Это психическое состояние. Внимание рассматривается и является важным компонентом познавательной деятельность.

При исследовании выявилось, что внимание зависит от настроения учащегося и от окружающей среды. Внимание нарушено у всех умственно отсталых школьников, хотя проявляются эти нарушения индивидуально и у каждого ребенка имеются сохранные стороны внимания. Особенно внимания умственно отсталых школьников, несомненно должны учитываться при организации учебно-воспитательного процесса в специальной школе 8 вида. Воспитание внимания у умственно отсталых школьников тесным образом связано с формированием их личности. Внимание сопровождает формирование таких личностных качеств, как целенаправленность, самостоятельность, дисциплинированность, настойчивость. Присущие ученикам с недостатками умственного развития нарушение произвольного внимания препятствуют формированию у них целенаправленности поведения и деятельности, резко снижают их работоспособность.

Для детей-олигофренов характерна большая узость внимания, объем которого ограничивается одним-двумя объектами. Оптимальная устойчивость внимания при выполнении однообразного вида деятельности сохраняется лишь в продолжение 5-10 минут. Большинство этих детей не способны распределить внимание на два вида деятельности.

У умственно отсталых учащихся за период целенаправленного обучения во вспомогательной школе и, соответственно, в связи с продвижением детей в общем развитии обнаруживается повышение показателей всех изучавшихся свойств внимания. Однако развитие внимания у детей-олигофренов происходит менее интенсивно, чем у учеников массовой школы, и отличается качественным своеобразием.

Наблюдается как количественное, так и качественное изменения показателей объема, а также устойчивости и распределения внимания. Объем внимания детей-олигофренов в среднем включает 2,4 объекта. При этом отмечается большая вариабельность объема внимания, зависящая от предварительной установки к восприятию и знакомства с объектами восприятия, а также от особенностей этих объектов. Несмотря на несомненное увеличение объема внимания при благоприятных условиях, например, при наличии смысловой взаимосвязи между объектами восприятия, все же продолжает сохраняться более значительное отставание от нормы.

У олигофренов неосложненной формы дефекта отмечено наименьшее отставание от нормы в показателях объема, устойчивости и распределения внимания, а также в динамике их развития. Объем внимания уравновешенных олигофренов меняется значительнее, чем у других детей-олигофренов, в зависимости от установки к восприятию, предварительного знакомства с объектами и качества предъявляемой информации,

Для развития умственно отсталого ребенка весьма значима материальная база, те условия жизни, в которых он находится, обстановка. Однако самую большую роль играют окружающие ребенка люди, их личностные качества, наличие стремления оказать ему действенную помощь.


Список литературы


1.Баскакова И.Л. Внимание школьников-олигофренов. - М., 1982.

2.Божович А.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Академия, 2005. - 290 с.

.Волкова Т.Н. Развитие памяти и внимания. - Москва: ЗАО «БАО-ПРЕСС», ООО «ИД «РИПОЛ классик», 2005. - 240 с.

.Гальперин, П.Я. Лекции по психологии: Учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2002. - 400 с.

.Гатанова, Н.В. Развиваю внимание. СПб.: Питер, 2000. - 198 с.

.Дормашов Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М., 2002. - 339 с.

.Дружинин, В.Н. Психология: учебник для гуманитарных вузов / Под общей редакцией В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2007.

.Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. - М.: Знание, 1987. - 80 с.

.Ильин Е.П. Психология. - «Питер», 2010. - 545 с.

10.Комарова, Т.К. Психология внимания: Учеб.-метод. пособие / Авт.-сост. Т.К. Комарова. - Гродно: ГрГУ, 2002. - 124 с.

11.Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 2010.

.Кривова М.А. Развитие внимания в начальной школе // Школьный психолог. - 2003. - №46. - С. 25 - 29.

.Педагогическая психология / Под ред. Кошелевой С.В. - М., С.-П., 2005. - с. 45-63.

.Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. - М., 2009. - 156 с.

.Поздняков С.В. Тестирование в психологической диагностике. - М., 2009. - 125 с.

.Разумова Г.А. Особенности внимания младших школьников // Начальная школа. Плюс до и после. - 2005. - №4. - С. 35 - 41.

.Рогова Е.И. Настольная книга практического психолога. - М., 2008. - с. 321-325.

.Рубинштейн С.Л. Психология умственно отсталого школьника. - М., 2008.

.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: Учеб. пособие для вузов. - СПб.: Питер, 2007. - 712 с.

.Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2003. с. 150-157.

.Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону, 2009. - 534 с.

.Специальная педагогика / Под ред. Н.М.Назаровой. - М., 2009. - 390 с.

.Учащиеся вспомогательной школы / Под ред. М.С. Певзнер, К.С. Лебединский. - М., 2008.

.Умственное развитие учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж.И. Шиф. - М., 1961.

.Шаповалова О.Е. Практикум по специальной психологии. - Б., 2007. - 71 с.